ЕКА: шансы связаться с модулем Philae на комете Чурюмова-Герасименко приближаются к нулю

EPA/ ESA

Последняя попытка передать модулю команду прошла безрезультатно, рассказали в Европейском космическом агентстве

МОСКВА, 12 января. /ТАСС/. Шансы связаться с модулем Philae на поверхности кометы Чурюмова-Герасименко приближаются к нулю, последняя попытка передать ему команду прошла безрезультатно. Об этом сообщил ТАСС глава постоянного представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в РФ Рене Пишель.

"Модуль Philae не выходил на связь с 9 июля 2015 года, и шансы связаться с ним приближаются к нулю", - сказал он.

Как пояснил Пишель, комета продолжает удаляться от Солнца, в связи с чем ухудшаются условия для возможного возобновления работы передатчика модуля - "на поверхности кометы становится слишком холодно".

"Специалисты ЦУП миссии Rosetta в Германском аэрокосмическом центре DLR пока продолжают попытки установить связь с посадочным модулем Philae. Последняя такая попытка передать команду на включение гироскопа на модуле была проведена 10 января и опять безрезультатно", - добавил собеседник агентства.

Достижения Philae

Ученые продолжают анализировать данные, полученные со модуля. В частности, им уже удалось получить информацию о температуре на поверхности кометы, уточнить состав органики на ней и представления о структуре ее вещества. Так, например, ученые выяснили, что объект имеет пористую структуру, органические молекулы на поверхности, воду, угарный и углекислый газы в газо-пылевом облаке вокруг кометы, называемом комой.

Поскольку модуль оказался на более твердой поверхности, чем планировалось, ему не удалось измерить температуру под ней, однако ученые смогли получить данные, позволяющие судить о температуре на поверхности кометы: на освещенной стороне она колеблется между минус 183 и минус 143 градусами по Цельсию.

Также была установлена масса кометы, которая составила 10 млрд тонн. При этом средняя плотность ее вещества равна всего 470 кг на 1 куб. м, что примерно соответствует параметрам древесины. По мнению экспертов, столь небольшая масса при внушительном объеме свидетельствует о наличии полостей в структуре объекта. На поверхности ядра были обнаружены органические вещества, при этом следов замерзшей воды там почти не оказалось.

Загадка пятен

Ученым удалось с помощью аппарата Rosetta, который "отправил" модуль на комету и держал с ним связь, раскрыть тайну пятен на поверхности изучаемого объекта за счет исследования льда и газов, образующихся на небесном теле. Исследования показали, что на комете более сотни образований изо льда, который превращается в пар с частицами пыли при приближении кометы к Солнцу. Во время движения кометы этот пар испаряется, а пыль оседает на ее поверхности. Поэтому, считают ученые, она имеет темный окрас.

Однако на комете есть и светлые пятна. Ученые предполагают, что это водяной лед, который появился на объекте в результате эрозии поверхности кометы. Гипотезу ученых подтвердили эксперименты в лаборатории. Спустя несколько часов поверхность условной кометы покрылась слоем пыли, но некоторые крупные куски водяного льда все-таки остались видны в виде ярких пятен.

Миссия Rosetta

Двенадцатого ноября 2014 года впервые в истории изучения космического пространства исследовательский аппарат достиг поверхности кометы: с космического зонда Rosetta был "десантирован" модуль Philae. Автоматической станции потребовалось более 10 лет, чтобы подлететь к исследуемому объекту.

Операция была проведена на расстоянии более чем 500 млн км от Земли, посадка прошла с отклонением от заданной траектории. Модуль оказался в тени, что препятствовало подзарядке солнечных батарей, которыми оборудован аппарат. Проработав в общей сложности около трех суток, Philae исчерпал запасы энергии и перешел в спящий режим.

Открытая в октябре 1969 года советским ученым Климом Чурюмовым по фотоснимкам Светланы Герасименко комета привлекла внимание ученых, поскольку почти 5 млрд лет она в исходном состоянии находилась в глубинах Вселенной - такие тела астрофизики называют "капсулами времени". Траектория кометы изменилась лишь в 1959 году, когда она попала в зону притяжения Юпитера.

Комета Чурюмова-Герасименко. Справка

Открытая в октябре 1969 года советским ученым Климом Чурюмовым по фотоснимкам Светланы Герасименко комета привлекла внимание ученых потому, что почти 5 млрд лет она в исходном состоянии находилась в глубинах Вселенной - такие тела астрофизики называют "капсулами времени". Траектория кометы изменилась лишь в 1959 году, когда она попала в зону притяжения Юпитера.