16 февраля 2015, 08:00

В миланском театре "Ла Скала" состоялась премьера "Аиды" в постановке Петера Штайна

Архив ТАСС/ EPA/ BRESCIA AMISANO

По собственному признанию, Штайн стремился сделать не привычное публике "яркое шоу", а тонкую психологическую драму

МИЛАН, 16 февраля. /Корр. ТАСС Вера Щербакова/. В миланском театре "Ла Скала" состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Аида" в постановке Петера Штайна. Известный немецкий режиссер предложил необычную версию самого востребованного в Италии сочинения классика оперной сцены.

По собственному признанию, Штайн стремился сделать из "Аиды" не привычное публике "яркое шоу", а тонкую психологическую драму.

"Мы привыкли думать, что "Аида" - это масштабное зрелище с эффектными декорациями и костюмами, марширующими статистами. И все время - форте! Но если мы откроем партитуру, то увидим совсем другую картину. Больше половины оперы - это пиано и пианиссимо", - сказал режиссер в одном из интервью. По его убеждению, если соблюдать все авторские указания, "Аида" из "пышного шоу" вновь станет тем, чем была задумана, - "интимной психологической драмой".

"Перед нами классический любовный треугольник: две женщины любят одного мужчину. Все остальное - политика, война, религия, интриги - фон, на котором разворачивается действие", - считает Штайн.

Примечательно, что на прославленную итальянскую сцену "Аида" перекочевала из московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где Штайн дебютировал с Верди почти год назад. Над московской постановкой он работал с той же командой, что и в "Ла Скала" - сценографом Фердинандом Вегербауэром и художником по свету Иоахимом Бартом, костюмы создала Нана Чекки. На сцену миланского театра вышел международный состав, в том числе грузинские исполнители - Анита Рачвелишвили /Амнерис/ и Георгий Гагнидзе /эфиопский царь Амонасро/, а также американская сопрано Кристин Льюис (Аида). Оркестром дирижировал непревзойденный Зубин Мета.

Штайн больше известен как драматический режиссер, он считается мастером сценического воплощения греческой трагедии и лучшим иностранным постановщиком Антона Чехова. Именно с пьесой русского драматурга Штайн впервые в 1991 году приехал в Москву, где в 1994 году представил "Орестею" Эсхила с российскими актерами, а в 1998 году - "Гамлета" с Евгением Мироновым в главной роли. "Аида" в театре Станиславского и Немировича-Данченко стала возвращением режиссера в российскую столицу, где в январе в театре "Et Cetera" состоялась премьера его постановки "Борис Годунов".

77-летний Штайн, один из новаторов театра ХХ века, последние 20 лет живет в Италии. Впервые к опере он обратился еще в 1976 году, ставил для Зальцбургского фестиваля. А с 2000 года постоянно сотрудничает с "Ла Скала". "Аида" - его четвертая работа в Милане. В активе режиссера - оперы "Нос" на музыку Дмитрия Шостаковича, "Евгений Онегин" Петра Чайковского и многие другие. Он сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо и Риккардо Мути.

Штайн отстаивает в своей режиссуре принцип точного следованию тексту и замыслу автора. Поэтому нередко его драматические спектакли длятся по многу часов. Следовать "музыкальному тексту" еще сложнее, говорит мастер, потому что режиссура и действие подчиняются темпу музыки. В "Аиде", за которую Штайн не хотел поначалу браться, он нашел много неожиданного.

Несмотря на откровенную лаконичность декораций, которые с Египтом сближает только характерный золотой цвет, в "Аиде" Штайна много классического. Спектакль будет идти на сцене театра "Ла Скала" на протяжении месяца.