30 мая 2015, 09:08

Театр балета Бориса Эйфмана впервые выступил в столице США

Сцена из балета "Роден" в постановке хореографа Бориса Эйфмана. ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский/ Архив
Сцена из балета "Роден" в постановке хореографа Бориса Эйфмана

Вашингтонской публике российские артисты представили балет "Роден"

ВАШИНГТОН, 30 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Впервые в 38-летней истории своего существования выступил в пятницу в Вашингтоне Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Российские артисты с огромным успехом представили на сцене главного театрально-концертного комплекса столицы США - Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди - балет "Роден". Создателю и художественному руководителю театра Борису Эйфману пришлось трижды выходить из-за кулис по завершении спектакля, чтобы поприветствовать вознаградивший его и артистов продолжительными овациями зрительный зал.

Выступая затем на торжественном приеме, Эйфман отметил, что для его театра это был "особый день - мы впервые показали свое искусство на сцене знаменитого Кеннеди-центра" в рамках гастрольного тура по Северной Америке, идущего "уже седьмую неделю". "Мы рады убедиться в том, что успешно показываем: в России не только сегодня сохраняются классические шедевры, но и создается новое, востребованное, современное искусство балета", - подчеркнул выдающийся хореограф и балетмейстер. По его словам, благодаря базирующейся в Нью-Йорке компании Ardani Artists Сергея и Гаянэ Данильян, ставшей организатором и нынешних гастролей, Театр Бориса Эйфмана за последние 17 лет уже в 14-й раз приезжает в Соединенные Штаты.

"И мы счастливы и горды, что участвуем в этом удивительном процессе культурной, духовной, интеллектуальной интеграции людей разных национальностей, религий, разных политических убеждений", - сказал Борис Эйфман. Он также выразил особую благодарность известной вашингтонской благотворительнице Сюзан Кармел-Лерман, основавшей недавно Институт русской истории и культуры при Американском университете в Вашингтоне, "за прием, устроенный в честь дебюта нашего театра на сцене Кеннеди-центра".

В свою очередь посол России в США Сергей Кисляк поблагодарил Эйфмана за то, что тот привозит в США новое поколение артистов российского балета. Искусство балета понятно всем и может быть использовано для "укрепления взаимопонимания между народами", сказал дипломат. На его взгляд, "лучшее искусство представляет собой лучший язык взаимопонимания". Деятельность таких "послов искусства" из России особенно актуальна "на фоне сложных отношений, которые у нас в настоящее время существуют с США", констатировал Кисляк.

Вашингтонская публика имеет возможность ознакомиться с балетом "Роден" еще на протяжении двух вечеров - 30 и 31 мая. По свидетельству Театра Эйфмана, премьера спектакля "Роден" состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне и посвящен судьбе и творчеству великого скульптора Огюста Родена (1840-1917) и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Гастроли по Северной Америке

Между тем, североамериканский гастрольный тур петербуржцев стартовал еще в середине апреля. За это время труппа посетила Канаду (Монреаль и Торонто), а затем перебралась в США, где уже выступила в Миннеаполисе (штат Миннесота), Бостоне (Массачусетс), Чикаго (Иллинойс) и Нью-Йорке.

Канадская аудитория увидела балет Бориса Эйфмана "Анна Каренина". В Миннеаполисе и Бостоне был представлен "Роден", в Чикаго и Нью-Йорке - балет Up and Down ("Вверх и вниз"), созданный по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Ночь нежна" и посвященный веку джаза в США - 20-м годам предыдущего столетия.

Завершат тур в середине июня выступления на тихоокеанском побережье США - в штате Калифорния в городах Коста-Меса, где покажут Up and Down, и Лос-Анджелес, куда везут "Родена".

Беседуя 17 мая с корр. ТАСС по телефону, Эйфман назвал новый зарубежный гастрольный тур наглядным подтверждением того, что искусство находится вне политики. Отвечая на вопрос о том, не наложили ли нынешние геополитические потрясения, сложности в отношениях России с США и Канадой, отпечаток на гастроли театра, Эйфман сообщил, что "мы абсолютно не чувствуем какого-то негатива, какого-то отторжения". В этом - проявление всей силы "искусства, вообще искусства и, в частности, балета, который не имеет языковых барьеров, который идет от сердца к сердцу", считает Эйфман. "Эти гастроли, я думаю, являются очень ярким подтверждением того, что искусство - вне политики", - добавил он.