САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 октября. /ТАСС/. Союз музеев России предлагает ввести временный мораторий на передачу церкви бывших культовых зданий, в которых теперь располагаются музеи. Такую инициативу внес на заседании президиума Союза его руководитель, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"Не исключено, что Союз музеев России будет предлагать наложить мораторий на 3-4 года по принятию решений о передаче церкви зданий музеев, которые раньше были культовыми зданиями", - сказал ТАСС представитель Эрмитажа, принявший участие в заседании.
По словам собеседника, Пиотровский, говоря о взаимоотношении музеев и церкви, сказал, что в каждом отдельном случае нужно искать отдельные рецепты. "Такие рецепты были найдены, например, в истории с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге, когда возобладала здравая точка зрения, и собор остался все-таки музеем, в котором проходят богослужения", - отметил представитель Эрмитажа.
Ранее Пиотровский говорил, что "ситуация вокруг Исаакия может стать серьезным поводом для обсуждения". Он также отмечал, что у церкви "по Исаакиевскому собору нет морального права требовать его передачи, а по ряду других случаев есть".
Директор Эрмитажа считает, что в дискуссии о том, какая формула предпочтительнее - "музей-храм" или "храм-музей", необходимо помнить, что храмы строились как памятники архитектуры, а музеи на протяжении почти всего ХХ века сохраняли от уничтожения сами храмы, предметы церковного искусства и память об истории христианства. При этом он уверен, что в этом вопросе нужно не обострять споры, а решать вопросы мирно. "У Эрмитажа есть опыт дискуссии, как решать вопросы с церковью", - отметил Пиотровский.
Одним из главных вопросов, который выясняет Эрмитаж с церковью, остается размещение серебряного надгробия (раки) святого благоверного князя Александра Невского, которое изначально было в Александро-Невской лавре, а с 1922 года является экспонатом Эрмитажа. На уровне министерства культуры решено, что необходимо изготовить точную копию раки и отдать одной из сторон, однако споры о том, кому должна принадлежать копия, а кому оригинал, продолжаются.
Пиотровский и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий на одной из встреч договорились обмениваться информацией по этому поводу и окончательно решить вопрос после изготовления копии.