4 ноября 2015, 22:00

Фильм Алексея Федорченко "Ангелы революции" выходит в российский прокат

Кадр из фильма "Ангелы революции". filmpro.ru
Кадр из фильма "Ангелы революции"

При подготовке сценария Федорченко изучил биографии более 400 художников-авангардистов по всем направлениям искусства

МОСКВА, 5 ноября. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. Фильм Алексея Федорченко "Ангелы революции", отмеченный призом за лучшую режиссерскую работу на фестивале "Кинотавр", в четверг выходит на российские экраны. Об этом ТАСС сообщили в компании "Премьер Кинопрокат", занимающейся прокатом ленты.

Мозаика из реальных фактов

Известный своим интересом к традициям коренных народов Федорченко в "Ангелах революции" вновь показывает яркий этнический колорит - на этот раз северных хантов и ненцев, и погружает его во вполне реальный исторический контекст. После Октябрьской революции группа авангардистов - поэт, актер, художник и режиссер - отправляется покорять Крайний север. Они - проводники новаторских советских идей и лозунгов - сталкиваются с культурой иного рода, где традиции и обряды складываются на протяжении веков и не поддаются крутым переменам, насаждаемым сверху. Результатом борьбы двух культур стало Казымское восстание в начале 1930-х годов.

Как рассказывал сам Федорченко на "Кинотавре", фильм "Ангелы революции" - это "мозаика из реальных фактов", в нем "95 процентов документов и пять - фантазии". При подготовке сценария Федорченко изучил биографии более 400 художников-авангардистов по всем направлениям искусства, и самые интересные черты реальных исторических персонажей дал своим "Ангелам революции". Так, в биографию дирижера, которого в фильме сыграл актер "Коляда-театра" Олег Ягодин, включены факты из жизни создателя знаменитой "Симфонии гудков" Арсения Авраамова и руководителя карательной экспедиции против хантов и ненцев Ивана Шишкина. В пламенной речи другого "ангела революции" - архитектора в исполнении Константина Балакирева - об организации "огненных похорон" используется полный текст из газеты 1929 года о строительстве первого московского крематория.

Не испульзуя штампов

Несмотря на то, что сценарий полностью основан на исторических фактах, Федорченко подчеркивал, что его главной задачей было "снять фильм про самую заштампованную тему российского кинематографа, не используя штампов". В частности, именно для этого Федорченко в нескольких ключевых сценах использует традиции мансийского кукольного театра. "Я очень люблю примитивистское искусство и, наверное, мансийский кукольный театр и был основным референсом фильма. Театр, который, к сожалению, исчез полностью, и мы его возродили", - отметил Федорченко. Также для съемок заключительного эпизода "Ангелов революции" режиссер специально нашел "первую девочку советской Югры" Екатерину Обатину, которая родилась в 1934 году и жила в Казыме, где и происходит основное действие картины. "Ее не было в сценарии, я ее придумал, когда мы ехали в Казым. И мы решили ее найти. Оказалось что она жива, она всю жизнь работала учителем русского языка, была участницей хора долгое время. Я ей предложил: давайте камеру поставлю и вы споете что хотите. Думал, что она споет песню хантов, а она спела "Песню о тревожной молодости" Пахмутовой. И мы ее сняли с первого дубля. Она умерла через три недели после съемок", - рассказал на "Кинотавре" Федорченко.

Помимо награды за режиссерскую работу "Ангелы революции" на фестивале "Кинотавр" в июне этого года также были отмечены призом Гильдии киноведов и кинокритиков. Лента Федорченко также была показана на кинофестивалях в Риме, Роттердаме, Гонконге и других городах по всему миру.