10 марта 2016, 08:37

Горельеф Вучетича на ВДНХ открыли после реставрации

Работа Вучетича была обнаружена при разборе поздних выставочных конструкций Центрального павильона под фальшстеной. Горельеф более 40 лет был скрыт от глаз посетителей

МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. На ВДНХ в Москве завершилась реставрация знаменитого горельефа Вучетича, который был обнаружен в 2014 году в павильоне "Центральный", теперь скульптурная композиция доступна для всех желающих. Об этом сообщил в четверг мэр столицы Сергей Собянин во время посещения ВДНХ, где принял работу реставраторов, а также осмотрел выставку "Художники ВДНХ".

Потеряли под фанерой

"Сегодня мы присутствуем при замечательном событии. Два года назад был обнаружен горельеф Вучетича, утерянный 40 лет назад. Он был забит фанерой, вдоль стен были установлены торговые павильоны, ларьки и этот горельеф считался навсегда потерянным", - сказал мэр. По его словам, за год удалось этот "замечательный памятник" отреставрировать. "Сегодня он открывается для массового осмотра", - сказал Собянин, добавив, что "это будет хорошим началом уникальной научной реставрации объектов ВДНХ".

Реставрация горельефа началась в августе 2015 года. Известное произведение Вучетича было обнаружено при разборе поздних выставочных конструкций Центрального павильона под фальшстеной. Горельеф более 40 лет был скрыт от глаз посетителей.

Что изображено на горельефе

Горельеф "Знаменосцу мира - советскому народу слава!" (1954) скульптора Евгения Вучетича (автора монументов "Воин-освободитель" и "Родина-мать зовет") является частью объекта культурного наследия федерального значения павильона "Центральный" и представляет собой масштабную скульптурно-декоративную композицию многолюдного триумфального шествия советского народа. Памятник выполнен из гипса, тонированного под бронзу.

На нем изображены представители разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений послевоенной эпохи - высотки главного корпуса МГУ, Шуховской башни, ДнепроГЭСа и др. В центре на фоне развевающегося знамени с портретом Ленина расположены фигуры рабочего и колхозницы с ребенком на руках. Горельеф считается одним из самых интересных и характерных художественных экспонатов ВДНХ. Площадь горельефа составляет 90 кв. м. На нем изображены более полутора тысяч человек. Для выполнения этого монументального произведения бригада из восьми скульпторов работала три года.

Авторами этого монументального произведения являются Евгений Вучетич, Павел Фридман, Лев Муравин, Николай Белугин и др. Над горельефом команда из восьми скульпторов работала три года.

 “Главные трудности определялись размерами горельефа и необходимостью очень точно передавать степень объемности фигур, находящихся в разных планах”, - рассказывал Евгений Вучетич.

В ходе реставрации и исследования исторических документов установлено, что прототипами героев горельефа были реальные люди той эпохи. На первом плане находится около тридцати основных фигур, которые изображают реальных персонажей из числа знаменитых советских граждан, награжденных званиями и орденами. Из них сейчас установлены личности только троих. Так, пожилой человек слева напоминает знаменитого академика Ивана Павлова, нарядно одетая женщина около него, скорее всего, была вылеплена с лауреата Сталинской премии, знаменитой актрисы Аллы Тарасовой. А фигура узбека с цветком хлопка справа — это дважды Герой Социалистического Труда и лауреат Сталинской премии Назарали Ниязов, первый скульптурный портрет которого Вучетич уже делал за несколько лет до этого.

У горельефа непростая судьба. Он был призван восславить народ Советского Союза, и ему как монументальному произведению искусства пришлось разделить и судьбу страны. В 1956 году графическое изображение профиля Сталина со знамени, как Маркса и Энгельса, было стерто сразу же как началось развенчание культа вождя народов. На флаге сейчас остался только профиль Ленина. В конце 1960-х годов композиция вновь поменялась. Вместо советского герба на руках рабочего оказался младенец - символ грядущего коммунизма. Тем не менее в конце 1960-х произведение Вучетича было аккуратно закрыто как несоответствующее новым требованиям советской эстетики. В 1990-е годы, когда павильон "Центральный" стал торговой площадкой, горельеф зашили листами фанеры. При этом были серьезно повреждены гипсовые фигуры и основа горельефа.

В рамках реставрационных работ были восстановлены отбитые фрагменты скульптур, удалены загрязнения, пятна и поздние тонировки, обмазки, инородные записи, укреплены склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Кроме того, были заделаны трещины и технологические стыковочные швы, воссоздана живопись в авторском цвете и тоне, проведено бронзирование поверхности.