Фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина" показали на спецсеансе Каннского кинофестиваля

Клод Лелуш с женой Валери Перрин. EPA/ GUILLAUME HORCAJUELO
Клод Лелуш с женой Валери Перрин

Картина завоевала "Золотую пальмовую ветвь" ровно полвека назад

КАНН, 15 мая. /Спец. корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Специальный сеанс Каннского кинофестиваля был посвящен ленте режиссера и сценариста Клода Лелуша "Мужчина и женщина" (Un homme et une femme, 1966).

"Я никогда не думал, что пятьдесят лет спустя буду снова смотреть свой фильм на Каннском фестивале", - сказал постановщик, которому в момент создания картины было 28 лет.

Реставрированная копия

Включенный в мае 1966 года в последний момент в конкурсную программу Каннского фестиваля фильм Лелуша завоевал высшую награду - "Золотую пальмовую ветвь".

"В действительности погода непредсказуема", - этой творческой заповеди Лелуш особенно прилежно следовал в своей кинопритче. Фабулу ленты он придумал несколькими месяцами раньше на знаменитых нормандских пляжах.

История замысла

"Когда у меня возникают какие-либо проблемы, я всегда приезжаю в Довиль, - признался создатель картины. - И вот в ненастный осенний день иду по пляжу и вижу вдали женщину, показавшуюся мне необычайно красивой".

Режиссеру немедленно захотелось познакомиться с загадочной красавицей, которая прогуливалась по берегу вместе с маленькой девочкой: "Приближаясь к ним, я лихорадочно придумывал предлог для знакомства и так на ходу сочинил историю, которая потом легла в основу фильма".

Завершив сценарий, Лелуш вызвал телеграммой из Бразилии французского актера и музыканта Пьера Бару: "Приезжай, нужна музыка".

Бару привез босанову, исполнение которой стало отдельным эпизодом в фильме. Свою домашнюю заготовку предложил затем и композитор Франсис Лэй. Лелуш загорелся, только услышав главную мелодию. Автору пришлось сыграть ее еще два десятка раз и спеть вместе с режиссером.

Звездный час Анук Эме

"Вы не можете руководить актерами, если их не любите", - убежден создатель легендарной кинокартины. Поэтому на главные роли он выбрал исполнителей, к которым давно проникся доверием.

Образ главной героини постановщик предложил воплотить Анук Эме. К тому времени французская актриса, начавшая работать в кино в 14 лет, была уже звездой. Федерико Феллини, у которого она играла в двух культовых лентах "Сладкая жизнь" (La Dolce Vita, 1959) и "Восемь с половиной" (8 1/2, 1963), сравнивал ее с легендарными Гретой Гарбо и Марлен Дитрих.

Ее партнером в картине стал Жан-Луи Трентиньян, великолепный актер театра и кино, прошедший блестящую сценическую школу у театрального педагога русского происхождения Татьяны Балашовой. "Обаяние - это то, что не передается словами", - считает Лелуш. В своем - подчас безмолвном - дуэте с Эме Трентиньян по-настоящему виртуозен.

Сюрприз в финале

Фильм был готов в рекордные сроки: месяц подготовки, три недели съемок и три недели монтажа.

Последнюю сцену режиссер придумал уже во время съемок, решив, что в конце картины вновь соединит своих героев. Удивление на лице Анук в финальной сцене было поэтому подлинным: она не была посвящена в замысел, и появление в этот момент на съемочной площадке Трентиньяна стало для нее сюрпризом.

Наряду с главным призом Каннского фестиваля в 1966 году фильм Лелуша получил в следующем году сразу две премии "Оскар" в США ("Лучшая иностранная картина" и "Лучший сценарий").

Роман с советским кинематографом

Успех ждал картину и в Советском Союзе, где ее выпустили в прокат в 1968 году. Ее посмотрели почти 28 миллионов зрителей. Впрочем отношения французского режиссера с советским кинематографом были давними и взаимными.

В начале карьеры Лелуш, в то время оператор французской кинохроники, оказался на студии "Мосфильм" в момент съемок ленты "Летят журавли". Он был поражен лиризмом интонации и творческими новациями фильма Михаила Калатозова и решил обязательно перейти в игровое кино.

Маршрут всех влюбленных

Влюбленные со всего света вот уже несколько десятилетий приезжают в Довиль, чтобы побродить по тем местам, где встретились герои культового фильма Лелуша. Его именем названа городская площадь. В следующем месяце торт, украшенный 50 свечами, будет ждать режиссера в другом нормандском городе - Кабуре. Картина будет показана там на Днях романтического кино.

Каннский кинофестиваль. Досье