МОСКВА, 19 сентября./ТАСС/. Выставка "Пиранези. До и после. Италия-Россия XVIII-XXI века", на которой представлены как произведения самого итальянского художника и архитектора, так и испытавших его влияние мастеров, открывается для публики в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина 20 сентября.
"Когда мы задумывали эту выставку, нам было важно сделать ее такой, какой она получилась. И мы даже не представляли, что нам это удастся. Пиранези, художник, чьи образы работают и сегодня в современном искусстве, заслуживал особого образа, который мы попытались создать в нашем музее", - сказала на вернисаже сегодня вечером директор музея Марина Лошак.
В общей сложности на выставке представлено около 400 произведений, сто офортов самого Пиранези (1720-1778), от ранней серии "Темницы" до его разработок в области дизайна - мебели и украшений каминов, впоследствии повлиявших на развитие неоклассицизма и ампира. В свою очередь, посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини напомнил, что Пиранези - один из величайших графиков в истории человечества. "Начиная с XVIII века в последующие эпохи его влияние во всем мире невозможно переоценить, огромный был успех Пиранези при дворе Екатерины II и во времена Советского Союза. Как и Андреа Палладио, он создал немало образцов, которые были оригинально переработаны русскими архитекторами", - отметил Рагальини.
Этому посвящен значительный раздел проекта. Здесь, в частности, можно увидеть конкурсный проект "Дворца советов" Бориса Иофана и конкурсный проект здания Народного комиссариата тяжпрома Константина Мельникова, а также эскизный проект застройки улицы Кирова Льва Руднева. Их сопровождает показ гравировальных досок Пиранези из собрания Центрального института графики (Рим), которые в России демонстрируются впервые.
Эту часть экспозиции с посвященным античности Белым залом с листами из теоретических работ Пиранези, группой памятников из коллекции ГМИИ и специально созданной для выставки масштабной картиной Валерия Кошлякова "Рим. Форум" соединяет пространство колоннады. Оно полностью отдано под ведуты - видовые гравюры из "Видов Рима" и "Видов Пестума", при этом рядом с офортами второй половины XVIII века разместились современные фотографии Джанлуки Баронкелли , выполненные с тех же видовых точек.
По словам Рагальини, состоявшимися гастролями Ла Скала в Большом театре, проходящей здесь же выставкой "Рафаэль. Поэзия образа" и этим проектом он невероятно доволен. "Хотя я понимаю, что в следующем году представить что-либо столь же значимое и с научной, и общественной точки зрения будет сложно. Но наследие в Италии неисчерпаемо и я уверен, что, обратившись к нему снова, мы найдем что-то по-настоящему интересное, что мы сможем привезти в Москву", - заключил посол Италии в РФ.