15 апреля 2018, 04:08

Концерт памяти Дмитрия Хворостовского состоялся в Вашингтоне

Дмитрий Хворостовский. Сергей Савостьянов/ ТАСС
Дмитрий Хворостовский

По словам дирижера Джанандреа Нозеды, Хворостовский "был одним из самых блестящих исполнителей своего поколения"

ВАШИНГТОН, 15 апреля. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Концерт, посвященный памяти российского оперного певца Дмитрия Хворостовского, прошел в субботу вечером в Вашингтоне. Дал его Национальный симфонический оркестр (НСО) США под управлением своего нового художественного руководителя - итальянского дирижера Джанандреа Нозеды, которого с Хворостовским связывало не только профессиональное сотрудничество, но и личная дружба.

Состоялось нынешнее выступление НСО на сцене главного театрально-концертного комплекса Вашингтона - Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди. Центр организовал концерт вместе Вашингтонским обществом исполнительских искусств (Washington Performing Arts, ранее - Washington Performing Arts Society), известным в Соединенных Штатах под аббревиатурой WPA и часто приглашающим на гастроли российских артистов.

Нозеда объявил, что концерт посвящается памяти "великого российского баритона" Хворостовского. Публика встретила слова дирижера аплодисментами.

Несбывшиеся планы

Как сообщил в интервью корреспонденту ТАСС Нозеда, первоначально предполагалось, что Хворостовский примет участие в субботнем концерте в качестве солиста. "В действительности это он примерно полгода назад предложил мне исполнить [на концерте] написанную Шостаковичем Сюиту на стихи Микеланджело. Невероятно сильным моментом этого произведения является тот факт, что великий скульптор Микеланджело посвятил определенное время и написанию сонетов, стихов. Шостакович обеспечил перевод этих стихов и создал этот фантастический цикл об искусстве, смерти, долге художника перед обществом; это очень сложное произведение", - рассказал маэстро.

"И Дима Хворостовский попросил у меня [разрешение] исполнить это произведение. Конечно, он [тогда] уже знал о своих проблемах со здоровьем, но настаивал на своей просьбе, и мы включили этот пункт в программу. Мы считали, что ориентированный на местное население фестиваль SHIFT (в его рамках прошел концерт - прим. ТАСС) представлял собой фантастическую [возможность такого рода]", - пояснил Нозеда. С его точки зрения, этот фестиваль позволяет искать ответы на вопросы о том, "что есть искусство в XXI веке", чего артисту "следует добиваться".

Планы перечеркнула смерть Хворостовского в минувшем ноябре в возрасте 55 лет после продолжительной болезни. "Я с ним в некотором смысле попрощался, поскольку посетил его за три недели до смерти", - сказал Нозеда.

Смена программы

"Когда мы стали менять программу, я постарался создать, так сказать, комбинацию Италии и России - в точности как в случае с Микеланджело и Шостаковичем. Кроме того, Дмитрий Хворостовский был российским артистом и певцом, а я - итальянский дирижер", - отметил руководитель НСО. По его словам, меняя программу концерта, он стремился "соединить эти две культуры", то есть российскую и итальянскую, которые, по убеждению Нозеды, "ближе друг к другу, чем можно было бы ожидать".

"Таким образом у меня и появилась идея подготовки нынешней программы, в которой русский композитор Стравинский обращается [к творчеству итальянского композитора XVIII века] Перголези и оркеструет "Пульчинеллу". Помимо этого, пульчинелла (паяц, один из традиционных персонажей итальянской комедии делль арте - прим. ТАСС) очень близок неаполитанской общине. Он считается, так сказать, двоюродным братом каждого неаполитанца. В Неаполе пульчинелла - это не маска, в Неаполе он - друг и брат каждого, такого рода персонаж," - рассказал Нозеда.

"А вторая часть [программы] представляет собой зеркальное отражение первой. В ней итальянские композиторы [Альфредо] Казелла и [Отторино] Респиги оркеструют музыку, написанную русскими - Милием Балакиревым и <...> Сергеем Рахманиновым. Таким образом концерт, так сказать, в разных плоскостях отдает должное обеим культурам. И это сохраняет идею построения программы, которая была у Дмитрия, когда он соединял Микеланджело и Шостаковича", - убежден худрук НСО.

Наследие Хворостовского

По его оценке, Хворостовский "был одним из самых блестящих исполнителей своего поколения". "И я не говорю "российских певцов". Я говорю "певцов". Точка", - подчеркнул один из ведущих итальянских музыкальных деятелей.

"Почему? Потому что у его голоса было особенное качество: своего рода бархатный, темный, русский тембр при итальянской технике пения. Поэтому он мог одинаково хорошо исполнять [партии] Онегина, Елецкого, а также [из итальянских опер] "Бал-маскарад", "Симон Бокканегра", <...> "Риголетто". Ему было легко [выступать] в обоих этих репертуарах", - считает Нозеда.

"Он также исполнял партию Андрея Болконского из "Войны и мира" Прокофьева с Аней Нетребко в роли Наташи Ростовой, а я при этом дирижировал оркестром. Мы вместе с ним исполняли как русский репертуар, так и [итальянский] - "Трубадур", "Бал-маскарад". И мы стали друзьями. Но это личное", - продолжал руководитель НСО.

На взгляд дирижера, Хворостовский "был крупной фигурой, которую прекрасно знали совсем не только в мире оперы". "Но я помню, что говорил [великий итальянский оперный певец] Лучано Паваротти, который в конце жизненного пути старался пересекать границы, выступал с [рок-группой] U2, поп-певцами, пытаясь делать [просто] музыку <...> без ее деления на классическую, современную, рок и т.д. и т.п. Тем не менее в конце концов он хотел, чтобы его помнили как оперного певца, как тенора", - заявил Нозеда.

"Мне кажется, что и Хворостовский, несмотря на свою чрезвычайную известность, всегда считал себя [прежде всего] оперным певцом. Думаю, в этом и заключается его наследие. В наших сердцах надолго, я хочу сказать, навсегда, останется фантастический тембр его голоса, стиль его исполнения <...>", - подытожил маэстро.

В 1997-2007 годах Нозеда являлся главным приглашенным дирижером Мариинского театра (и первым зарубежным музыкантом на этой должности). Сезон 2017-2018 годов стал для него в НСО первым в должности руководителя этого коллектива. А в 1977-1994 годах НСО возглавлял Мстислав Ростропович.