3 февраля 2015, 17:02
Кризис на Украине

СМИ: Украина из-за прекращения поставок в Россию и СНГ теряет машиностроительную отрасль

 ИТАР-ТАСС/ Анатолий Струнин
Наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении

КИЕВ, 3 февраля. /ТАСС/. На многих машиностроительных предприятиях Украины стоит вопрос не развития, а выживания. Как сообщает украинский информационно-аналитический портал "Комментарии", "из-за закрытия рынка с РФ украинское машиностроение стремительными темпами сокращает производство".

"Выпускаемая отраслью продукция ориентирована на сбыт в России и странах СНГ. Большинство стандартов и ТУ, разработанные еще во времена существования Советского Союза, действуют до сих пор, поэтому соответствуют стандартам СНГ, но при этом в Евросоюзе продукция вряд ли будет конкурентоспособна", - пишет издание.

Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении, точнее - железнодорожного транспорта. "Например, в 2013 году в Россию отправлялся 71% всей экспортной продукции для железных дорог. Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов.

По данным украинского Госстата, в первом полугодии 2014 года предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности украинских вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год. Почти так же сильно пострадал и украинский автопром", - приводит такие данные портал.

Если говорить о конкретных предприятиях и их потерях, то, к примеру, "харьковский завод "Электротяжмаш", который выпускает турбогенераторы, электродвигатели, шахтные подъемники, буровые установки и т.д., после аннулирования заказов из РФ потерял 41 млн долларов. Крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине - завод "Южкабель", две трети партнеров которого находятся на территории России, после разрыва связей недополучил 12,4 млн долларов. Для некоторых предприятий разрыв связей с Россией и возникшие из-за этого проблемы привели к закрытию".

Украинские эксперты утверждают, что "больше всего повезло в машиностроительной отрасли таким гигантам, как харьковский "Турбоатом", выпускающий агрегаты для электростанций, и производящий вертолетные двигатели запорожский завод "Мотор Сич". Оба предприятия сумели удержаться на плаву и даже увеличить прибыль.

Однако дальнейшее продвижение на мировые рынки для того же завода "Мотор Сич" дело весьма проблематичное - крупные мировые корпорации так просто не согласятся пустить на давно "обжитой" ими рынок нового участника. Поэтому для успешного развития "Мотор Сичи" нужно сделать мировому рынку уникальное предложение, от которого будет сложно отказаться. Однако есть путь проще - продолжить сотрудничество с российскими авиастроителями.

Уже понятно, что продукцию машиностроения так просто переориентировать на мировые ринки не получится - для этого нужно пройти долгий путь. "Если же говорить о текущих проблемах, сбывать в настоящее время предназначенную для России продукцию машиностроения на других рынках Украине вряд ли удастся", - резюмирует издание.

Ситуация на Украине. Хроника событий. 3 февраля