КАИР, 20 мая. /Корр. ТАСС Дина Пьяных/. У приговоренного к смертной казни бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси теоретически еще есть все шансы на помилование. Такое мнение высказал в беседе с корр. ТАСС ректор высшего училища исламских наук, бывший посол АРЕ в ЮНЕСКО юрист Ахмед Рифаат.
По его словам, ажиотаж в прессе вокруг решения уголовного суда на данном этапе не имеет смысла. "Истерия в иностранных СМИ и на экранах телевидения, что, в принципе, является вмешательством во внутренние дела суверенного государства, совершенно бессмысленны: еще слишком рано о чем-либо говорить вообще, пока Мурси никто не казнит, и не следует торопить события", - сказа Рифаат.
16 мая Уголовный суд Каира вынес вердикт Мухаммеду Мурси и ряду представителей запрещенной в стране ассоциации "Братья-мусульмане" по двум делам - о побеге из тюрем в дни революции 2011 года и о шпионаже в пользу иностранного государства. При этом, экс-президент осужден на смертную казнь только по делу о побеге, которое, в свою очередь, состояло из двух эпизодов - нападение боевиков ХАМАС и "Хезболлах" на тюрьмы и освобождение заключенных; побег из тюрем, нападения и убийства полицейских и простых граждан. Как было объявлено, все бумаги по смертным приговорам переданы на утверждение верховному муфтию страны.
Как отметил эксперт, вынесенный экс-президенту вердикт является лишь предварительным приговором. "Юридически судья еще не утвердил высшей меры наказания в отношении Мурси, и, по сути, он еще не приговорен к казни", - отметил он. По словам Рифаата, передача дела на правовое рассмотрение верховного муфтия означает, что высшее религиозное лицо Египта должно высказать свою точку зрения и определить, заслуживают ли обвиняемые смертного приговора за совершенные ими преступления с точки зрения шариата (исламского права). "Сейчас судья узнает мнение высшего религиозного лица, но оно, при этом, носит рекомендательный характер, не обязательный к исполнению судом, - сказал собеседник агентства. - Однако процедура необходима для определения соответствия решения суда нормам исламского права. Если муфтий отвергнет приговор, тогда судья должен пересмотреть вердикт". В случае если приговор будет одобрен, суд должен огласить окончательный смертный приговор, который может быть либо оставлен в силе, либо смягчен.
После этого, продолжил Рифаат, у обвиняемых еще остается право на обжалование приговора в Кассационном суде. "В случае, если они не делают этого по каким-либо причинам, то за них, по закону, это должна сделать генеральная прокуратура, что, в любом случае, дает определенные гарантии прав осужденных, - добавил он. - Если и этот суд, который является высшей судебной инстанцией в Египте, поддержит смертный приговор, значит, он уже окончательный и обжалованию не подлежит".
Однако, отмечает эксперт, и в этом случае у осужденных остается шанс, так как после всех инстанций приговор попадает на стол к главе государства, который обязан подписать его. Президент обладает правом помилования. "Все это, как вы понимаете, - заметил юрист, - занимает достаточно много времени. Это продолжительный процесс, разделенный на многие этапы".
Высшая мера наказания в Египте
Смертная казнь в Египте осуществляется через повешение. Она проводится в изолированном помещении. На арестанта надевается красная роба приговоренного к смерти. К осужденному приводят исламского богослова для чтения молитв и общения перед смертью. На процедуру казни допускаются журналисты и родственники. "Присутствие свидетелей обязательно, - заметил Ахмед Рифаат. - Они обязаны зафиксировать факт казни во избежание дальнейших инсинуаций на этот счет. Они также должны подтвердить, что с осужденным обходились нормально, никто над ним не издевался, не оскорблял".
По законам Египта, смертная казнь не применяется к больным людям, беременным и кормящим матерям до достижении младенцем трехмесячного возраста.