Маккейн: США откажутся от российских двигателей РД-180, несмотря на катастрофу Falcon 9

Председатель Сенатского комитета по делам вооруженных сил Конгресса США Джон Маккейн (в центре)
ВАШИНГТОН, 30 июня. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Катастрофа ракеты Falcon 9 при запуске грузового корабля Dragon к Международной космической станции не должна повлиять на намерение США отказаться от использования российских двигателей РД-180. Об этом заявил в понедельник американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, считающийся едва ли не главным противником установки РД-180 на носителях Atlas V.
Читайте также
В США объявлен конкурс на создание нового ракетного двигателя на замену российскому РД-180

Решение данного вопроса во многом зависит именно от позиции Маккейна, возглавляющего сенатский комитет по делам вооруженных сил. Там в свое время была разработана поправка в военный бюджет США, предусматривающая запрет на применение российского двигателя с 2019 года. Комментируя воскресный взрыв Falcon 9, сенатор заявил, что "эта неудача ни в коем случае не уменьшает настоятельной необходимости избавиться от российского ракетного двигателя РД-180".
Позиция Маккейна продиктована не какими-то техническими соображениями, а исключительно политическими причинами, а именно - стремлением причинить как можно больший ущерб России в связи с ее действиями в отношении Украины. Сенатор отказывается пойти на уступки даже командованию ВВС США, которое предлагает продлить эксплуатацию РД-180 на ракетах Atlas V, поскольку пока нет твердой уверенности в том, что к 2019 году им действительно удастся найти замену.
После воскресной катастрофы ситуация осложнилась еще больше, так как ракета Falcon 9 производства компании SpaceX рассматривается как один из основных носителей, которые в перспективе будут использованы Пентагоном для запуска военных спутников. Теперь ее пуски приостановлены, что заставляет нервничать не только частных заказчиков, но и правительственные структуры.
Они опасаются, что введенный Конгрессом запрет на использование РД-180 с 2019 года может создать ситуацию, при которой у США не будет ни российских, ни своих собственных двигателей для установки на ракету Atlas V, остающейся пока главной "рабочей лошадкой" Пентагона.
Читайте также
Эксперт: стоимость пуска ракеты Falcon 9 может вырасти из-за аварии

Эксплуатирующий ее консорциум United Launch Alliance, сформированный компаниями Lockheed Martin и Boeing, намерен создать новый носитель Vulcan с двигателем производства фирмы Blue Origin к 2019 году. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на Atlas 5, и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха пока нет.
В связи с этим глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен недавно прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться в ходе "второго этапа" конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 производства предприятия "Энергомаш" и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году. В соответствии с последним контрактом, подписанным чуть больше года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, однако успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14 оказалась под вопросом. United Launch Alliance по-прежнему добивается от Конгресса разрешения на их использование, Пентагон поддерживает позицию частной компании, однако законодатели, в том числе сенатор Маккейн, выступают против.
Что произошло с Falcon 9
Как сообщалось ранее, ракета-носитель Falcon 9 с грузовым кораблем Dragon, стартовавшая 28 июня в 10:21 по местному времени (17:21 мск) с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), взорвалась примерно через две с половиной минуты во время полета к МКС.
Читайте также
Аварии и неудачные запуски ракет-носителей в мире: ошибки космического масштаба

Корабль должен был доставить на станцию около двух тонн грузов, в том числе продовольствие, оборудование и материалы для научных экспериментов, а по истечении нескольких недель нахождения на орбите - вернуться на Землю. По контракту с NASA на сумму $1,6 млрд Dragon должен совершить 12 рейсов к МКС до 2016 года.
Другие аварии в космической отрасли США
Это не первый случай аварий в космической отрасли США за последнее время. 28 октября прошлого года сразу после старта с космодрома на острове Уоллопс, расположенном в Атлантическом океане у побережья штата Вирджиния, взорвалась ракета Antares, которая должна была вывести на орбиту корабль Cygnus с грузом для МКС. Ракету и "грузовик" разработала частная американская компания Orbital Sciences. 31 октября прошлого года в пустыне Мохаве на юге Калифорнии в ходе испытательного полета потерпел крушение суборбитальный космоплан SpaceShipTwo американской компании Virgin Galactic.


