Маккейн: США откажутся от российских двигателей РД-180, несмотря на катастрофу Falcon 9

Председатель Сенатского комитета по делам вооруженных сил Конгресса США Джон Маккейн (в центре). AP Photo/ J. Scott Applewhite
Председатель Сенатского комитета по делам вооруженных сил Конгресса США Джон Маккейн (в центре)

Запрет на использование РД-180 с 2019 года может создать ситуацию, при которой у США не будет ни российских, ни своих собственных двигателей для установки на ракету Atlas V

ВАШИНГТОН, 30 июня. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Катастрофа ракеты Falcon 9 при запуске грузового корабля Dragon к Международной космической станции не должна повлиять на намерение США отказаться от использования российских двигателей РД-180. Об этом заявил в понедельник американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, считающийся едва ли не главным противником установки РД-180 на носителях Atlas V.

Решение данного вопроса во многом зависит именно от позиции Маккейна, возглавляющего сенатский комитет по делам вооруженных сил. Там в свое время была разработана поправка в военный бюджет США, предусматривающая запрет на применение российского двигателя с 2019 года. Комментируя воскресный взрыв Falcon 9, сенатор заявил, что "эта неудача ни в коем случае не уменьшает настоятельной необходимости избавиться от российского ракетного двигателя РД-180".

Позиция Маккейна продиктована не какими-то техническими соображениями, а исключительно политическими причинами, а именно - стремлением причинить как можно больший ущерб России в связи с ее действиями в отношении Украины. Сенатор отказывается пойти на уступки даже командованию ВВС США, которое предлагает продлить эксплуатацию РД-180 на ракетах Atlas V, поскольку пока нет твердой уверенности в том, что к 2019 году им действительно удастся найти замену.

После воскресной катастрофы ситуация осложнилась еще больше, так как ракета Falcon 9 производства компании SpaceX рассматривается как один из основных носителей, которые в перспективе будут использованы Пентагоном для запуска военных спутников. Теперь ее пуски приостановлены, что заставляет нервничать не только частных заказчиков, но и правительственные структуры.

Они опасаются, что введенный Конгрессом запрет на использование РД-180 с 2019 года может создать ситуацию, при которой у США не будет ни российских, ни своих собственных двигателей для установки на ракету Atlas V, остающейся пока главной "рабочей лошадкой" Пентагона.

Эксплуатирующий ее консорциум United Launch Alliance, сформированный компаниями Lockheed Martin и Boeing, намерен создать новый носитель Vulcan с двигателем производства фирмы Blue Origin к 2019 году. К этому времени собирается построить свой двигатель, который будет пригоден для установки на Atlas 5, и компания Aerojet Rocketdyne. Однако стопроцентной гарантии успеха пока нет.

В связи с этим глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен недавно прямо заявил, что РД-180 могут понадобиться в ходе "второго этапа" конкурса на предоставление заказов американским компаниям по выводу на орбиту грузов в интересах национальной безопасности. По замыслам Пентагона, этот этап продлится до 2022 года.

Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 производства предприятия "Энергомаш" и оценивалось примерно в один миллиард долларов, было заключено в 1997 году. В соответствии с последним контрактом, подписанным чуть больше года назад, американская сторона заказала 29 двигателей, однако успела оплатить только 15 из них. Поскольку в тот момент Конгресс ввел запрет на их эксплуатацию, судьба остальных 14 оказалась под вопросом. United Launch Alliance по-прежнему добивается от Конгресса разрешения на их использование, Пентагон поддерживает позицию частной компании, однако законодатели, в том числе сенатор Маккейн, выступают против.

Что произошло с Falcon 9 

Как сообщалось ранее, ракета-носитель Falcon 9 с грузовым кораблем Dragon, стартовавшая 28 июня в 10:21 по местному времени (17:21 мск) с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), взорвалась примерно через две с половиной минуты во время полета к МКС.

Корабль должен был доставить на станцию около двух тонн грузов, в том числе продовольствие, оборудование и материалы для научных экспериментов, а по истечении нескольких недель нахождения на орбите - вернуться на Землю. По контракту с NASA на сумму $1,6 млрд Dragon должен совершить 12 рейсов к МКС до 2016 года.

Другие аварии в космической отрасли США

Это не первый случай аварий в космической отрасли США за последнее время. 28 октября прошлого года сразу после старта с космодрома на острове Уоллопс, расположенном в Атлантическом океане у побережья штата Вирджиния, взорвалась ракета Antares, которая должна была вывести на орбиту корабль Cygnus с грузом для МКС. Ракету и "грузовик" разработала частная американская компания Orbital Sciences. 31 октября прошлого года в пустыне Мохаве на юге Калифорнии в ходе испытательного полета потерпел крушение суборбитальный космоплан SpaceShipTwo американской компании Virgin Galactic.