Эр-Рияд создает исламскую коалицию для борьбы с терроризмом

AP Photo/ Mosa'ab Elshamy

Заявлено, что главной задачей нового альянса станет борьба с любыми террористическими группировками, представляющими угрозу

МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. Ряды борцов против международного терроризма пополнились новым игроком: власти Саудовской Аравии объявили о создании исламской военной коалиции в составе 34 стран.

Главная задача нового альянса - борьба с любыми террористическими группировками, представляющими угрозу. Заявлено также о намерении коалиции координировать действия с ведущими державами и международными объединениями.

Впрочем, пока вопросов, связанных с созданием исламского антитеррористического альянса, гораздо больше, чем ответов. Не очень понятно, в частности, насколько эффективно смогут сотрудничать страны, которые до настоящего времени занимали порой весьма несходные позиции по отношению к тем или иным террористическим организациям.

С Ливией и Сомали, но без Ирака и Ирана

Новость о создании исламской военной коалиция для борьбы с терроризмом, распространенную во вторник официальным Саудовским агентством печати, зарубежные СМИ тут же растиражировали с пометкой "срочно". Это - верный признак важности события, о котором было объявлено в Эр-Рияде.

Согласно сообщению правительственного информационного агентства Саудовской Аравии, в коалицию, помимо самого королевства, вошли Египет, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Турция, Тунис, Сенегал, Сьерра- Леоне, Судан, Сомали, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мали, Малайзия, Нигер, Нигерия, Йемен, Чад, Того, Габон, Гвинея, Джибути, Марокко, Кот-д'Ивуар, Мавритания, Мальдивы, Коморские острова. Еще более десяти исламских стран, в том числе Индонезия, выступили в поддержку этого объединения. Чуть позднее о намерении рассмотреть вопрос возможного присоединения к альянсу объявил Азербайджан.

"Страны, упомянутые в заявлении, приняли решение сформировать военный альянс под руководством Саудовской Аравии для борьбы с терроризмом", - говорится в сообщении Саудовского агентства печати. Объединенный штаб по координации и проведению военных операций будет размещен в Эр-Рияде. Где будут проводиться эти операции и против каких террористических группировок, - не уточняется.

Комментируя создание антитеррористической коалиции, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд заявил, что альянс будет вести борьбу с любыми террористическим организациями, представляющими угрозу, а не только с группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Министр отметил, что задачей коалиции станет "координация усилий" по борьбе с терроризмом, однако не сообщил никаких конкретных деталей.

"Мы будем осуществлять координацию с ведущими державами и международными организациями в Сирии и Ираке. Невозможно проводить такие операции без координации с законными властями на местах, а также с международным сообществом", - заявил глава саудовского военного ведомства.

При этом, как отметило агентство Рейтер, в состав коалиции, формируемой суннитской Саудовской Аравией, не вошел "шиитский Иран, являющийся главным соперником Эр-Рияда в борьбе за влияние в арабском мире". Зато среди участников альянса оказались, например, Сомали и Ливия, фактически лишенные устойчивой центральной власти из-за непрекращающейся вражды между различными группировками.

ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

"Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии. Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

Сначала надо разобраться

Новость о создании исламского антитеррористического альянса вызвала осторожную реакцию у российских политиков и экспертов. Сначала надо бы понять, с кем именно и какими методами намерена бороться новоявленная коалиция - таков лейтмотив звучащих в Москве комментариев.

"Если говорить гипотетически, то, конечно, объединение усилий в борьбе с экстремизмом в различных его проявлениях - это позитивное явление. Но перед тем, как давать оценку, нужно понимать детали", - заявил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков. Пока же, по его словам, у Кремля "нет достаточной информации" по поводу того, "кто именно вошел в коалицию, какие общие цели декларируются, каким образом будет вестись противодействие экстремизму".

По мнению председателя комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева, создание исламской коалиции может оказаться "полезным" при условии, что участники смогут "оставить в стороне внешнеполитические распри, во многом обусловленные идеологическими противоречиями". Все будет зависеть "от готовности и способности стран, столкнувшихся с общей угрозой, действовать сообща в заявленных целях, а не валить под сурдинку отдельно взятые "враждебные режимы", заметил сенатор. Он также подчеркнул, что безучастия Ирана и Ирака "говорить о дееспособной и эффективной коалиции в любом случае не приходится".

"Определенная избирательность при создании коалиции" вызвала сомнения и у первого зампредседателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франца Клинцевича. По его словам, "общие слова о борьбе с терроризмом мало что проясняют", поэтому надо "понять, какими методами и на территории каких стран" коалиция намерена бороться с терроризмом. Пока же "существуют опасения, что инициаторы формирования этой коалиции могут использовать ее для решения каких-то других задач".

Сомнительная репутация

Сдержанность российских политиков по отношению к новой исламской коалиции не в последнюю очередь объясняется той, мягко говоря, противоречивой позицией, которую и Саудовская Аравия, и многие другие страны, вошедшие в альянс, занимали до сих пор в вопросах борьбы с терроризмом. Как напоминает агентство AFP, "саудовское королевство, придерживающееся идеологии ваххабизма, на Западе регулярно обвиняют в попустительстве терроризму, а некоторые деятели в Европе и США даже обвиняют Эр-Рияд в финансировании радикальных мечетей и группировок".

Агентство указывает также на противоречие, кроющееся в высказываниях саудовского министра обороны: он заявил о невозможности проведения операций "без координации с законными властями на местах", в то время как в Сирии Эр-Рияд поддерживает не правительство Башара Асада, а, напротив, вооруженные группировки, ведущие борьбу против этого правительства.

А американское издание Harper's Magazine буквально накануне объявления о создании исламского антитеррористического альянса опубликовало статью, в которой раскрывается взаимодействие ЦРУ США и властей Саудовской Аравии по поставкам оружия радикальным группировкам на Ближнем Востоке. Автор статьи Эндрю Кокберн со ссылкой на источники в американских спецслужбах и политических кругах пишет, в частности, о том, как ЦРУ организовало "переброску крупных партий оружия, оплаченного саудовцами, из Хорватии и Иордании в Сирию".

"Саудовцы предпочитали работать через нас. Сами подыскивать оружие они не могли. Мы были посредниками и имели частичный контроль над распределением. Со стороны США присутствовала заведомая иллюзия, будто саудовское оружие пойдет группировкам, считающимся потенциально способными занять прозападные позиции", - пишет автор со ссылкой на отставного сотрудника Белого дома.

Помимо Саудовской Аравии, Кокберн называет покровителями "джихадистского альянса" также Турцию и Катар. В статье описано, как в декабре 2013 года на заседании лондонской группы "друзей Сирии" турки и катарцы категорически воспротивились признанию группировки "Ахрар аш-Шам" террористической.

С учетом подобных откровений поневоле напрашивается вывод, что реальные цели создания исламской антитеррористической коалиции могут оказаться весьма далекими от того понимания целей и задач борьбы против терроризма, которое имеется у России и ряда ее партнеров на международной арене.