Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Эксперты: год с момента подписания минских соглашений заканчивается лишь условным миром

11 февраля, 11:13 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 11, февраля. /ТАСС
Составители доклада также отмечают, что в настоящее время стороны конфликта демонстрируют недостаточную готовность выполнять комплекс мер без дополнительных условий
Материал из 1 страницы
Поделиться
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'HH:mm:ss') || '01:41'}}
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'mm:ss') || '01:41'}}
{{qualityItem | uppercase}}
HD .mp4 Высокое качество
SD .mp4 Среднее качество
© ТАСС

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Год, прошедший с момента подписания 12 февраля 2015 года комплекса мер по выполнению минских соглашений, заканчивается лишь условным миром. К такому выводу пришли составители доклада российского Центра политической конъюнктуры, который был представлен в ТАСС на круглом столе "Год "Минску-2": что удалось и что предстоит сделать".

Как отметил выступивший на нем директор центра Алексей Чеснаков, рамки договоренностей в принципе сохранены. Масштабные боевые действия после лета 2015 года не возобновляются. В основном удалось организовать также механизм для постоянного диалога сторон в виде четырех рабочих подгрупп контактной группы - по политическим, гуманитарным, экономическим и вопросам безопасности.

Серьезное ухудшение ситуации

Однако, как подчеркивается в докладе, ни по социально- экономическим, ни по политическим вопросам ситуация не демонстрирует сколько-нибудь позитивной динамики. "Более того, по всем политическим пунктам комплекса мер следует признать серьезное ухудшение ситуации, выраженное в изменении украинской стороной базовых условий для их выполнения", - говорится в исследовании.

В этой связи эксперты напоминают о приостановке Киевом действия закона об особом статусе Донбасса, изменении в одностороннем порядке системы проведения выборов, отказе от принятия согласованных с Донбассом поправок в конституцию страны в части децентрализации. "По итогам этих трех решений, уже с середины июля стало понятно, что модифицированная украинская нормативная база и предусмотренные ей временные условия делают невозможным выполнение минского комплекса мер до конца 2015 года", - отметил Чеснаков.

"Формула Штайнмайера"

Другой важной проблемой, как считают эксперты, является реализация договоренностей о постоянном особом статусе для Донбасса по так называемой "формуле Штайнмайера", согласно которой "замороженный" закон об особом статусе приобретает временный характер со дня проведения там местных выборов, а постоянный - с момента оглашения доклада ОБСЕ по их итогам.

При этом реализация этой формулы требует дополнительных гарантий, а именно того, что голосование по поправкам в конституцию должно быть увязано с изменением самого закона об особом статусе. В частности, необходимо отменить 3-летний срок, на который вводится данный статус, и снять ограничение на срок полномочий избранных органов местного самоуправления до октября 2017 года.

Дополнительные условия

Составители доклада также отмечают, что в настоящее время стороны конфликта демонстрируют недостаточную готовность выполнять комплекс мер без дополнительных условий, которые контактная группа согласовать не в состоянии.

"Участники контактной группы так и не пришли к единому мнению о регламенте ее работы. Между тем решение о принятии регламента носит не процедурный и не протокольный, а политический характер. До той поры, пока не будет действовать регламент, предписывающий сторонам выполнять обязательства по выполнению согласованных решений, добиться сколько-нибудь серьезных изменений в процессе политического урегулирования невозможно", - констатировал Чеснаков.

Однако, несмотря на все эти сложности, убеждены авторы доклада, контактная группа и ее рабочие подгруппы остаются единственно возможным механизмом для согласования позиций. "Расширение их состава за счет новых участников (других стран), о чем нередко заявляет украинская сторона, не принесет позитивного эффекта и скорее усложнит существующую процедуру согласования позиций", - считают в Центре политической конъюнктуры.

Стратегия украинской стороны 

Авторы доклада также отмечают, что украинские власти имитируют выполнение минских соглашений,  их цель - срыв договоренностей и перекладывание вины на Россию. 

"Минский комплекс мер не устраивает украинскую сторону, поскольку, по ее мнению, фактически оформляет федерализацию страны. Киев считает единственно возможным для себя результатом капитуляцию (подавление) республик Донбасса, оформление в последующем экономических и политических претензий к России. Любой другой подход, в том числе и прямо прописанная в Минске стратегия мягкой реинтеграции Донбасса, Киевом не разделяется", - отмечают авторы доклада.

Единым фронтом

Эксперты указывают, что президент Украины Петр Порошенко, исполнительная и законодательная власти страны действуют единым фронтом и не намерены менять внутриполитическую ситуацию для выполнения "Минска-2".

"Более того, не исключено, что конфликт вокруг правительства Арсения Яценюка в конечном счете может быть использован украинской стороной для демонстрации невозможности выполнения минского комплекса мер", - указывается в документе.

Для имитации выполнения минских соглашений, как отмечают эксперты, украинская власть постоянно меняет трактовки и условия реализации комплекса мер, параллельно меняя собственное законодательство таким образом, чтобы сделать невозможным исполнение минских соглашений по заложенному в них смыслу.

Авторы доклада отмечают, что Украина намерена выдать за выполнение минских соглашений (п.11 комплекса мер) изменения в конституцию, одобренные Верховной радой в первом чтении 31 августа, которые при этом не были согласованы с республиками Донбасса. Однако проблемой для украинской стороны остается необходимость получения 300 голосов депутатов Верховной рады для принятия поправок в конституцию во втором окончательном чтении. Сделать это до завершения осенней сессии Рада не смогла, поэтому "юридическая чистота дальнейшей процедуры теперь сомнительна".

Значительные внешнеполитические издержки

По мнению экспертов, пойти на открытый саботаж соглашений или их блокировку украинская сторона пока не готова из-за значительных внешнеполитических издержек.

"Для украинской стороны подходящим результатом был бы срыв минских соглашений таким образом, чтобы ее невозможно было в этом обвинить, а еще лучше - обвинить в срыве соглашений республики Донбасса и Россию. Показательны в этой связи последние заявления президента Порошенко о необходимости продления западных санкций против РФ. Они очевидно не демонстрируют его готовности к налаживанию отношений с республиками и Россией", - уверены авторы доклада.

Участники контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 12 февраля 2015 года подписали в Минске согласованный с главами стран-участниц "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) комплекс мер по выполнению минских соглашений. Документ, в частности, предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

Самостоятельность ЛНР и ДНР

 Максимальная самостоятельность от киевских властей, согласно докладу, является основной стратегией провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

Как указывается в документе, на данный момент республики Донбасса "демонстративно подчеркивают намерение о реинтеграции в состав Украины в соответствии с минскими соглашениями". Более того, с самого подписания комплекса мер 12 февраля 2015 года ДНР и ЛНР не только демонстрировали договороспособность, но и предлагали свои варианты разрешения сложившейся ситуации.

Однако, отмечают эксперты, после односторонних шагов Киева по вопросу поправок в конституцию страны в части децентрализации, отказа назначить выборы в Донбассе на 25 октября и постоянного отказа от прямого диалога с представителями республик ДНР и ЛНР "явно не намерены занимать ведомую позицию". "Об этом свидетельствует их предложение по проведению местных выборов в ряде районов по собственному законодательству", - подчеркивают авторы доклада.

Судьба этих выборов до сих пор не ясна, однако официально отменены они так и не были. "Если Киев продолжит отказываться от диалога с республиками, выборы в них (в ДНР и ЛНР) могут пройти в 2016 году", - уверены эксперты Центра политической конъюнктуры. И это, по их мнению, именно то, что необходимо республикам Донбасса для "оформления окончательной инфраструктуры власти суверенного государственного образования".

"Дальнейшие действия республик так же очевидны. Они намерены усиливать интеграцию с Россией как средство против военной экспансии Украины", - говорится в докладе.

Позиция ЕС 

Эксперты уверены, что Евросоюз не заинтересован в выполнении минских соглашений по существу, Европа устала от попыток разрешить украинский кризис и готова "заморозить" конфликт в Донбассе. 

"В комплексе мер для ЕС и ОБСЕ на самом деле принципиально важны лишь пункты, касающиеся прекращения огня и вопросов гуманитарного характера, то есть те, которые не позволяют возобновить боевые действия и гарантируют отсутствие гибели мирного населения. Все остальные пункты комплекса мер для ЕС и ОБСЕ являются второстепенными, - отмечают эксперты. - Для ЕС выполнение минского комплекса мер на самом деле означает лишь публичное признание Украиной и Россией этого факта. Выполнение по существу для ЕС необязательно".
При этом, по мнению аналитиков, "у европейской дипломатии уже накопилась определенная усталость от процесса согласования позиций сторон, и она готовится к "заморозке" конфликта".

В докладе подчеркивается односторонность позиции Европы в отношении к ситуации в Донбассе. "Стратегия европейской стороны заключается в давлении на Москву с целью заставить ее надавить на республики. Инструментом давления остаются экономические и персональные санкции". При этом "давление на украинскую сторону признается вредным из-за слабостей власти президента Порошенко (временами искусственно преувеличенной)". Авторы также обращают внимание на то, что "по политическим пунктам урегулирования ЕС и ОБСЕ занимают позицию, близкую к украинской стороне (например, в вопросах трактовки изменений украинского законодательства) и вряд ли ее изменят".

Выборы в Донбассе 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) должна занять позицию по принуждению украинских властей для организации и проведения выборов в Донбассе. Такое мнение высказал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов, выступая на круглом столе в ТАСС "Год "Минску-2": что удалось и что предстоит сделать".

"Сегодня в республиках (Донбасса) созданы все условия для проведения выборов. Задача международных организаций - заставить выполнять Киев международные нормы. Более того, есть международный опыт проведения выборов в более сложных ситуациях. А позиция Киева идет вразрез ОБСЕ", - подчеркнул он.

Украинские власти, как отмечает Борисов, хотят провести голосование по своим правилам. "Выдвижение кандидатов - от Киева, голосовать должны тоже в Киеве - речь о временно перемещенных лицах. Считать должны тоже в Киеве. О каких местных выборах идет тогда речь?" - указал он.

По словам эксперта, измененное украинское законодательство не соответствует стандартам БДИПЧ ОБСЕ в части выдвижения кандидатов и регистрации избирателей. В частности, Киев предлагает проводить выборы на основе реестра двухлетней давности.

"В этом вопросе ОБСЕ стоит на реализации избирательных прав именно того района, где проводятся выборы, а не на решении политических задач", - констатировал он. 

Перспективы "Минска-2"

Нынешние киевские власти не намерены изменять свой подход к разрешению кризиса на Украине и будут лишь имитировать выполнение "Минска-2", сообщил политолог Сергей Михеев. 

"Нынешняя власть на Украине не поменяет свой подход (к вопросу урегулирования на востоке Украины). Этого не будет даже под давлением со стороны "нормандской четверки", - отметил он, добавив, что такая возможность (выполнение "Минска-2") будет только "при смене власти, при другом составе Верховной рады, при новом президенте, либо серьезной ротации во властных кругах".

Рассуждая о том, почему и зачем Киев подписал год назад Минские соглашения, Михеев указал, что "украинская сторона рассчитывала на определенный алгоритм их выполнения". Он состоял в том, что Украина "будет имитировать весь процесс, а проталкивать эту имитацию будет Запад". При этом, пояснил политолог, будет нарастать давление, в том числе путем санкций, на РФ, что, по мнению киевских властей заставило бы ее изменить свою позицию.

По мнению Михеева, в настоящее время, "при таком подходе киевских властей, у "Минска-2" перспектив нет".

В целом же политолог выразил поддержку Минским соглашениям. По его мнению, "Минск-2" - это коридор возможностей для разрешения конфликта".

В свою очередь директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков предостерег, что "срыв "Минска-2" будет означать очередное "Дебальцево" и очередной "Иловайск".

СПЕЦПРОЕКТ
Украина: хроника евразийского раскола
Что привело к возникновению конфликта, как он развивался и какое влияние оказал на расстановку сил в международных отношениях - в спецпроекте ТАСС

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама
Реклама будет закрыта через {{$root.tempTimer}}