22 февраля 2017, 15:33,
обновлено 22 февраля 2017, 19:35

Де Мистура не ждет прорыва в Женеве, но надеется на запуск содержательного процесса

Стаффан де Мистура. EPA/ MARTIAL TREZZINI
Стаффан де Мистура

Детали, касающиеся формата предстоящей работы, еще предстоит определить, однако основные задачи ясны - начать разговор о будущем правительстве страны, конституции и выборах

ЖЕНЕВА, 22 февраля. /ТАСС/. Спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура не ждет прорыва на открывающемся 23 февраля четвертом раунде межсирийских переговоров в Женеве, однако рассчитывает, что он станет началом серьезного разговора о политическом урегулировании. Об этом, а также о других ожиданиях от предстоящих дискуссий он рассказал на вводной пресс-конференции.

Особую надежду спецпосланнику в этом внушает пусть хрупкое, но сохраняющееся перемирие. Детали, касающиеся формата предстоящей работы, еще предстоит определить, однако основные задачи ясны - начать разговор о будущем правительстве страны, конституции и выборах.

Прорыва не ожидается

Как считает де Мистура, рассчитывать на немедленный успех в ближайшие недели не стоит. "Ожидаю ли я прорыва? Нет, не ожидаю", - сказал он. Эмиссар ООН при этом указал, что главное - начало процесса политического урегулирования, который продолжится на последующих встречах в Женеве. "Я ожидаю начала серии раундов, которые позволят углубиться в вопросы, необходимые для политического урегулирования в Сирии", - отметил он.

Де Мистура подчеркнул, что повестка будущих дискуссий четко определена Советом Безопасности ООН и не предполагает каких-либо предварительных условий для перехода к обозначенным в ней темам. Спецпосланник отдельно выделил три основных момента, на которых намерен сосредоточить внимание. "Это, во-первых, создание заслуживающего доверия, инклюзивного и не разделенного по конфессиональному признаку правительства; во-вторых, график подготовки новой конституции; в-третьих, свободные и честные выборы, проводящиеся в соответствии с новой конституцией, организованные под эгидой ООН", - сказал он.

Де Мистура особенно отметил, что будущая сирийская конституция должна быть разработана самими сирийцами, а внешние участники могут лишь выступать с предложениями на этот счет. "Необходимо понимать, что мы можем только предлагать какие-то идеи, соображения, но решать должны только сирийцы, а не другие страны", - заявил спецпосланник.

На предыдущих раундах участники нередко поднимали вопросы, не связанные непосредственно с политическим урегулированием, а касающиеся ситуации "на земле", в том числе вопросы перемирия. В среду де Мистура отметил, что данная тема обсуждается на площадке Астаны, и не исключил, что там же впоследствии можно будет поднять вопросы о гуманитарном доступе и освобождении заключенных. Впрочем, последний из этих вопросов - о ситуации с заключенными - эмиссар намерен поднять с делегацией правительства Сирии в Женеве.

Не спекулировать на формате

Де Мистура сообщил, что 23 февраля, в день официального начала переговоров, он намерен собрать вместе участников межсирийских переговоров, чтобы поприветствовать их всех в присутствии Международной группы поддержки Сирии.

Вместе с тем эмиссар ООН отказался подробно комментировать формат встреч в рамках открывающегося четвертого раунда межсирийских переговоров в Женеве, отметив, что он еще согласовывается с участниками консультаций.

"Завтра с утра мы будем проводить двусторонние встречи, а после обеда я надеюсь поприветствовать их всех вместе. Надеюсь сделать это в присутствии Международной группы поддержки Сирии, чтобы показать, что международное сообщество заинтересовано и едино в своем желании сказать сторонам сирийского конфликта: "Пришло время говорить и сражаться за столом переговоров, а не на поле боя", - заявил де Мистура.

"Теперь, когда делегации прибыли, я намерен встретиться с участниками переговоров для обсуждения того, как двигаться дальше. Поэтому я не смогу на этом этапе сказать, как мы будем формировать процесс переговоров, кто будет с кем встречаться", - сообщил он, отвечая на вопросы журналистов.

Не на поле боя

Де Мистура подчеркнул большое значение для прогресса на межсирийских переговорах в целом сохраняющегося, хотя и хрупкого перемирия в Сирии. Он выразил надежду на то, что достигнутые при посредничестве России и Турции договоренности о прекращении огня в арабской стране "продолжат содействовать политическому процессу". "Еще есть сложности, перемирие остается хрупким, но оно в целом держится. Этих переговоров не было бы, если бы перемирие сорвалось", - отметил эмиссар ООН.

"Перемирие придало импульс политическому процессу. И наоборот, политический процесс придает силы перемирию", - добавил он.

Де Мистура также сообщил об очередной практической инициативе России, направленной на сохранение перемирия и содействию успеху "Женевы-4". По его словам, Москва сообщила на встрече Рабочей группы по перемирию, что обратилась к Дамаску с просьбой прекратить воздушные операции правительственных сил на время межсирийских переговоров в Женеве.

"Россия сегодня сообщила, что она официально обратилась с просьбой к правительству Сирии прекратить полеты авиации в районах, на которые распространяется режим прекращения огня, на период межсирийских переговоров", - сказал де Мистура.

"Мы просим тех, кто имеет влияние на оппозицию, чтобы они сделали то же самое. У них (оппозиции) нет самолетов, но они могли бы предпринять похожие шаги, которые позволили бы снизить возможность провокаций, чтобы никакие срывы перемирия не повлияли на процесс переговоров", - подчеркнул эмиссар ООН.

Отставка, жена и генсек ООН

Стаффан де Мистура также в очередной раз попытался развеять на пресс-конференции слухи о своей якобы готовящейся отставке.

"Я выполняю эту миссию почти три года, и я помню, что уже через месяц после того, как меня назначили, мне начали задавать вопрос о том, когда я намерен уйти в отставку. Это регулярно повторяющийся вопрос, и я считаю, что это часть кампании психологического давления, цель которой - заставить меня моргнуть, сместиться в ту, или иную сторону", - сказал спецпосланник.

"Нет, это вопрос, который должен решать генсек ООН, моя жена и я сам. Именно в таком порядке, или почти в таком порядке", - добавил де Мистура.