НАТО продолжает считать главными угрозами для себя Россию и ИГ

Йенс Столтенберг. EPA/ MARTIAL TREZZINI
Йенс Столтенберг

При этом альянс выступает за диалог с Москвой, указал в ежегодном докладе генсек организации Йенс Столтенберг

БРЮССЕЛЬ, 13 марта. /Корр. ТАСС Виктория Дубровина, Денис Дубровин/. Североатлантический альянс продолжает рассматривать действия РФ как угрозу, ставя их в списке вызовов безопасности НАТО в один ряд с действиями террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России). Об этом свидетельствуют данные опубликованного ежегодного доклада генсека НАТО Йенса Столтенберга о безопасности и деятельности НАТО в 2016 году.

"Никогда после завершения холодной войны Североатлантический альянс не сталкивался с более серьезными вызовами своей безопасности, чем сегодня", - гласит первая фраза документа.

"С 2014 года альянс был вынужден вновь адаптироваться к новой ситуации. Незаконное присоединение Крыма Россией и дестабилизация востока Украины, а также взятие Мосула (Ирак) силами ИГ - каждое из этих событий в значительной мере отметили начало новой эры в области безопасности", - говорится в документе. Парадокс Североатлантического альянса, нашедший также отношение в этом докладе, заключается в том, что основные практические действия, такие как размещение новых боевых сил вдоль своих границ, НАТО предпринимает в направлении России, а не в адрес ИГ, которая занимается организацией террористических актов в Европе и вербует европейских граждан в ряды экстремистских организаций.

Скажи мне, кто твой враг

Отвечая на пресс-конференции на вопрос ТАСС, в чем для НАТО разница в этих двух "вызовах", генсек НАТО Йенс Столтенберг немедленно заявил, что "ИГ - это террористическая организация, которая сегодня находится под все более сильным давлением", а Россия - сосед, и "она всегда будет оставаться соседом, поэтому альянс должен стремиться строить конструктивные отношения с ней".

"НАТО остается привержена развитию диалога с Россией, который необходим для снижения рисков инцидентов, несчастных случаев и напряженности. В 2016 году мы провели три заседания Совета Россия - НАТО (на уровне послов - прим. ТАСС) для обсуждения ситуации на Украине, мер военной транспарентности в Европе и ситуации в Афганистане", - сказал он.

Отвечая на вопросы журналистов из прибалтийских стран, Столтенберг выразил надежду, что Россия пригласит наблюдателей альянса на совместные с Белоруссией учения "Запад-2017", намеченные на осень, и что эти маневры не приведут к росту напряженности в регионе. Он также выразил надежду, что Россия выполнит все обязательства по информированию соседних стран об этих маневрах, в частности в рамках работы Совета Россия - НАТО в этом году.

В опубликованном докладе генсека НАТО отмечается, что альянс в 2016 году провел 107 международных учений и принял участие в 139 национальных маневрах. Наблюдатели из РФ были приглашены на 10 из них.

Батальоны идут на восток

На этом миролюбие НАТО завершилось. Когда генсек перешел к описанию практических действий альянса, он немедленно начал перечислять шаги по усилению мер военной готовности альянса на своих Восточных границах, то есть направленных против России.

"Боевые группы НАТО разворачиваются в Прибалтике и Польше сейчас, когда я говорю, заявил он.

Согласно тексту доклада, военные семнадцати стран НАТО войдут в четыре многонациональных боевых группы, которые приступили к развертыванию в Прибалтике и Польше.

"В передовых боевых группах будут состоять военные 17 стран НАТО. Основные силы в Польшу направят США (к ним присоединятся Румыния и Великобритания), в Эстонию - Великобритания (присоединятся Дания и Франция), в Латвию - Канада (присоединятся Албания, Италия, Испания, Польша, Словения), в Литву - Германия (присоединятся Франция, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и Хорватия)", - говорится в документе.

Ожидается, что к июню закончится вывод этих сил на первоначальный уровень готовности. Согласно тексту доклада, ряд национальных контингентов присоединится к своим батальонам только в следующем году: в Эстонию должны приехать датские военные, а в Литву - французские и хорватские.

В тексте доклада не упоминается точная суммарная численность этих сил, которая, по данным источников в НАТО, достигает 5 тысяч человек.

Помимо боевых групп в Восточной Европе, в докладе подтверждены планы НАТО по активизации военного присутствия в Черноморском регионе, в частности в форме развернутой в Румынии тренировочной бригады.

Кроме того, в силе остаются планы США развернуть в Польше собственную танковую бригаду. О ней в докладе также не содержится упоминаний, поскольку эти силы США направляют в Польшу на двусторонней основе.

Отдельно в докладе упоминается утроение численности Сил реагирования НАТО, которые достигли в 2016 году 40 тысяч человек, и создание их передовой группы "Наконечник копья" (Spearhead forces) или сил сверхбыстрого реагирования, численностью 5 тысяч человек.

Погрозив пальчиком ИГ

Борьбе с терроризмом и с ИГ в докладе генсека уделено примерно столько же места, как увеличению роли женщин в оборонных структурах стран НАТО и государств-партнеров.

Что делает НАТО против ИГ? Во-первых, несколько самолетов дальнего радиолокационного обнаружения альянса "АВАКС" с 20 октября 2016 года совершают регулярные полеты над территорией Турции и нейтральными водами Средиземного моря для обнаружения на территории Сирии целей для авиаударов коалиции под командованием США. Кроме того, хотя об этом не говорится в официальных документах НАТО, эти самолеты наблюдают за воздушными объектами в небе Сирии, то есть самолетами ВВС Сирии и ВКС РФ.

Во-вторых, НАТО ведет подготовку офицеров для армии Ирака. До начала этого года эта работа велась в спокойной Иордании, а с января альянс направил свою миссию инструкторов в Ирак. В-третьих, НАТО оказывает консультативную поддержку Ираку для проведения реформ своих сил безопасности. В-четвертых, осуществляет морское патрулирование Эгейского и Средиземного морей, наблюдая за морским трафиком и занимаясь спасением терпящих бедствие судов с мигрантами.

И на этом, в соответствии с докладом, борьба с ИГ на уровне НАТО заканчивается.

Неспособность к асимметрии

На вопрос, почему НАТО пытается защищаться от России, которая сейчас не представляет для альянса никакой практической угрозы, но почти ничего не делает против реальной исламистской угрозы, жертвами которой стали уже сотни мирных жителей европейских городов, корр. ТАСС рассказал военный эксперт одной из европейских стран НАТО.

"Североатлантический альянс - это военная организация, основанная на консенсусе 28 государств. Иными словами, это очень инерционная структура со сложным политическим управлением. Военные НАТО умеют обеспечивать территориальную оборону, причем лучше всего - от России или СССР, против которого альянс создавался изначально, и на что были всегда рассчитаны все военные структуры. Военные НАТО не могут бороться с терроризмом и аналогичными асимметричными угрозами, против которых нужны не танки и самолеты, а полицейские детективы и агентурные сети. У НАТО просто нет для этого инструментария", - сказал он.

Впрочем, эксперт не упомянул, что НАТО пыталась бороться и с терроризмом военными методами - в Афганистане (сотрудничеству с которым также посвящены несколько страниц доклада), однако потерпела полное фиаско.

Деньги, деньги, деньги

Зато деньги на покупку танков и самолетов альянс продолжает активно выбивать из национальных правительств своих стран-членов. Проблеме военных расходов альянса уделен значительный раздел доклада генсека НАТО.

В нем подчеркивается, что доля США в бюджете НАТО в 2016 году составила 45,9%, при этом суммарный объем оборонных расходов 28 стран НАТО в прошлом году составил $892 млрд США в фиксированных ценах 2010 года.

Эти цифры вновь наглядно подтвердили тезис администрации США, что затраты Вашингтона на коллективную оборону альянса непропорционально велики. В этой связи в докладе вновь подчеркивается, что все остальные страны НАТО привержены выполнению цели увеличения своих оборонных расходов до 2% национального ВВП. Эта цель была зафиксирована как юридически обязывающая для всех стран альянса решением их лидеров на саммите в Уэльсе (Великобритания) в сентябре 2014 года. Европейские страны и Канада обязались подтянуть уровень своих оборонных расходов до 2% ВВП в течение 10 лет.

Согласно докладу, в 2016 году усредненные военные расходы 27 стран НАТО, за исключением США, выросли на 3,8% по сравнению с прошлым годом и составили 1,47% их ВВП.