20 мая 2015, 17:41,
обновлено 20 мая 2015, 22:59

Британские университеты: ориентир в выборе профессии

Компания "Альбион"

Каков уровень подготовки абитуриентов в Великобритании, какие особенности в подготовке специалистов существуют в британских университетах

Новая страница 1

 

В недавнем интервью ТАСС проректор МГУ академик Алексей Хохлов заявил, что современные российские школьники мало задумываются о востребованности своей будущей профессии и, к тому же, приходят в вуз плохо подготовленными. Даже самые престижные университеты, к которым безусловно относится МГУ, вынуждены констатировать пробелы в знании ключевых предметов и сетовать на то, что уровень абитуриентов оставляет желать лучшего.

По заданию компании «Альбион» журналист Елена Коптелова побеседовала с представителями трех ведущих британских университетов и попыталась понять, как в этой связи обстоят дела в Великобритании. Каков там уровень подготовки абитуриентов? Какие приоритеты в выборе профессии, в том числе среди иностранных студентов? Существует ли проблема с дефицитом или переизбытком тех или иных специалистов?

Пожалуй, главное отличие британского выпускника от российского в том, что, выбирая профессию, он прежде всего принимает во внимание собственные способности и интересы, а учителя помогают ему понять, в какой области он мог бы наиболее успешно самореализоваться и преуспеть. Другое дело, что рынок труда Великобритании отличается от российского, он более многогранен, сбалансирован, там «все профессии нужны, все профессии важны». И в таких условиях, конечно, проще и правильнее заниматься любимым делом, получая за него еще и достойное вознаграждение.

Британский университет может иметь имя, историю, выдающихся профессоров, исключительную техническую базу и инфраструктуру, уникальные совместные лаборатории с грандами мировой науки и техники – все это привлекательно само по себе. И если он к тому же готовит востребованных на рынке и конкурентоспособных специалистов и трудоустраивает их, то его ценность возрастает в разы.
Есть надежда, что приоритеты в выборе профессии начнут меняться и у нас. Становится все более очевидным, что работодателям в России нужны первоклассные специалисты в области инженерии (в том числе – в свете последних событий – в космическом и авиастроении, микроэлектронике, приборостроении), материального производства, технологий, а многочисленным юристам, экономистам и менеджерам впору задуматься о смене профессии. Но пока, как и 10 лет назад, конкурс на гуманитарные факультеты у нас гораздо выше, чем на естественно-научные и инженерные. В то время как в Англии один из самых популярных факультетов (кроме безусловного лидера – медицины, что, кстати, оправдано из-за дефицита медицинских кадров в стране) – инженерный. Конкурс на него в некоторых университетах составляет до 10 человек на место.

Интересно, что та же инженерия становится все более популярной и у российских студентов, приезжающих учиться в Великобританию. Как отметили опрошенные нами эксперты, если раньше россияне выбирали, главным образом, экономику, финансы и право, то теперь вперед выходят инженерное дело, точные и естественные науки, биомедицина, информационные технологии, международные отношения. Есть и те, кто изучает далеко «нерыночные» науки (например, философию, историю, искусство), считая, что главное – заниматься любимым делом, а работа для высококвалифицированного специалиста найдется.

Есть шанс, что в скором времени данная тенденция дойдет и до абитуриентов российских вузов, и «модные» сегодня профессии наконец-то будут вытеснены действительно нужными для рынка труда, а значит, и перспективными для самих студентов.

 

Новая страница 2

 

Особенность британской системы образования в ранней специализации. (Хорошо это, или плохо – разговор особый, начало обсуждению дала статья прошлого выпуска, продолжение обмена мнениями будет в ближайших интервью – прим. компании «Альбион»). Человек, поступающий в университет, должен четко представлять, чем он хочет заниматься в будущем. Времени на раскачку у него нет: бакалаврские программы у нас, в отличие от большинства стран, длятся всего три года.
Майк Николсон
директор приемной комиссии университета Бата (Великобритания), 4-е место в рейтинге британских университетов League Table 2015 газеты The Guardian

Каждый год мы получаем более 20 тысяч заявок на 3 тысячи мест, на самые популярные факультеты, например инженерный, конкурс составляет 9 человек на место. Естественно, мы выбираем самых лучших – по оценкам, полученным по профильным предметам на школьных выпускных экзаменах A-level. Скажем, от поступающих на инженерный факультет требуются высшие баллы и отличное знание математики и физики, в первую очередь. Для иностранцев определяющим фактором является еще и знание английского языка.

Но я не исключаю, что в скором времени уже и отличных оценок A-level (или их эквивалента для абитуриента-иностранца) будет недостаточно, просто потому что обладателей этих оценок с каждым годом становится все больше и больше, не в последнюю очередь за счет способных и амбициозных студентов из-за рубежа, приезжающих учиться в Англию. Уже сейчас некоторые британские университеты вводят собеседования и вступительные тесты по профильным предметам – по примеру Оксфорда и Кембриджа.

Университет Бата особенно силен в инженерных специальностях. У нас высокая репутация в таких областях, как машиностроение, архитектура и строительство, бизнес и экономика. Эти направления и являются самыми популярными у студентов. Еще и потому, что трудоустройство по этим специальностям – практически стопроцентное.

Сегодня уже недостаточно дать студенту знания и диплом. Современный университет, чтобы быть конкурентоспособным, должен подготовить студента к дальнейшей жизни, обеспечить его навыками и умениями, которые ценятся работодателями зачастую даже больше, чем диплом. Скажем, у инженера с управленческими навыками и лидерскими качествами возможности для трудоустройства гораздо шире. Развитием этим навыков и качеств, как и трудоустройством, у нас занимается специальная служба, и это фактически часть учебной программы. В результате 83,4% наших выпускников находят работу в течение полугода после защиты диплома, при этом большинство из них – еще во время учебы. Лучшие показатели только у Империал-колледжа и Кембриджа».

Новая страница 3

Эдинбургский университет с момента своего основания в 1583 году делал ставку на международное сотрудничество. При его создании за образец были взяты европейские университеты, в частности, Лейденский и Коллеж де Франс, а сам он потом стал примером для американского университета Пенсильвании и канадского МакГилла. В середине 19 века он первым в Европе принял китайского студента.
Джеймс Смит
проректор по международным делам Эдинбургского университета (Шотландия), 17-е место в мире, 5-е место в Великобритании согласно рейтинга QS World Universities Rankings 2014/2015

Тесные связи у нашего университета и с Россией. Начало было положено выпускником Эдинбургского университета Робертом Эрскином, ставшим лейб-медиком Петра Первого и сыгравшим значительную роль в становлении и развитии российской медицины. А основоположником академического обмена между Шотландией и Россией была княгиня Екатерина Дашкова, ее сын Павел стал первым русским студентом Эдинбургского университета.

И сегодня мы первые в Соединенном Королевстве по количеству иностранных студентов – их у нас почти половина от всего студенческого состава. Шотландия – маленькая страна, и для процветания и развития университета требуется приток студентов извне. Мы готовы инвестировать в талантливых студентов-иностранцев, выделять им стипендии, считая, что это пойдет на пользу всем, в том числе самому университету.

Русских студентов у нас не так много – чуть больше ста, мы бы хотели, чтобы их было больше. Я не заметил, чтобы у кого-то из них были сложности с учебой. Да, возможно, первое время им приходится делать усилие, чтобы довести английский до требуемого уровня. Но что касается базовых знаний, из нашего опыта, русские студенты приезжают хорошо подготовленными, все они ориентированы на самый высокий результат, не знаю, общее ли это свойство россиян или это к нам поступают такие мотивированные студенты.

Я бы не сказал, что последние политические и экономические события как-то негативно повлияли на наше сотрудничество с Россией. Мы хотим, чтобы русских студентов у нас стало больше, поэтому нам стоит активнее представлять себя в России, рассказывать о своих сильных сторонах и специальностях, по которым мы вне конкуренции.

А это, прежде всего, медицина, общественные науки, международная политика и международные отношения, новые науки и технологии. Нынешний кризис закрыл многие рабочие места для экономистов, финансистов, менеджеров, но обладатели, с одной стороны, классических, традиционных специальностей и, с другой стороны, исследователи, работающие на стыке разных наук, мне кажется, будут востребованы всегда. Мы стремимся «подтолкнуть» наших студентов в такие междисциплинарные области. Благо, что шотландская система высшего образования это позволяет. Медицина и история, инженерное дело и культурология, строительство и искусство – это лишь некоторые наши комбинированные курсы, которые набирают популярность.

Мы также поощряем изучение нескольких иностранных языков, учебу и работу за рубежом, в том числе, включая такую многомесячную практику в учебный план студентов. Чем больше у выпускника уникальных навыков, тем лучше. Рынок труда очень сильно изменился за последнее время. Диплома – пусть и престижного – уже мало».

Новая страница 4

Мы по праву гордимся своим факультетом медицины и стоматологии - одним из самых старейших и престижных в Великобритании. И до сих пор именно по этим направлениям наш университет занимает верхние строчки в британских рейтингах специальностей. Также на высоте юриспруденция, экономика и финансы. Наш университет входит в топ-20 британских университетов по научным исследованиям.
Джейк Уильям Даффин
руководитель международного отдела университета Queen Mary (Великобритания)

Понятно, что достижения любого университета – это заслуга не только его ученых, но и студентов. Избирательность - главное достоинство британской системы высшего образования: лучшие университеты выбирают лучших студентов, и это позволяет постоянно совершенствоваться и показывать высокие академические результаты.

В основе знаменитой селективной системы британского образования лежит взаимообмен: важно не только то, что университет может дать студенту, но и то, что студент может дать университету. Поэтому абитуриент, поступая в университет, должен четко понимать и не менее четко объяснить – в частности, в мотивационном письме, почему он хочет учиться именно в этом вузе и именно по этой специальности, и чем он лично может быть полезен своей кафедре. 

Уровень подготовки абитуриентов с каждым годом растет, и когда на одно место претендует несколько абитуриентов с одинаковыми оценками по A-level, именно мотивационное письмо и интервью приобретают особое значение при отборе кандидатов.

Это тенденция последнего времени: несмотря на повышение платы за обучение, желающих поступить в университет не стало меньше. Британские школы ежегодно демонстрируют все новые и новые рекорды на выпускных экзаменах A-level. Причин тому несколько. Во-первых, некоторые частные школы стали позиционировать себя как «экзаменационные фабрики», цель которых – во что бы то ни стало добиться наилучших результатов на выпускных экзаменах и занять как можно более высокое место в рейтингах. Во-вторых, выросло число амбициозных иностранных школьников, приезжающих в последние классы британской школы специально, чтобы подготовиться в топ-университеты. В результате конкуренция растет, и хотя стандартные условия поступления в британские университеты не изменились, они по-прежнему базируются на результатах A-level, лучшие университеты вынуждены вводить дополнительные критерии отбора. (Например, из-за «инфляции» отметок университеты Великобритании недавно были вынуждены признать высшую оценку школьных выпускных экзаменов А* в качестве официальной при поступлении - прим. компании «Альбион»).

Повторюсь: от растущей конкуренции среди абитуриентов выигрывают и сами британские университеты, и студенты. Университет вынужден вкладывать в развитие инфраструктуры, новые технологии, приглашать лучших профессоров, а студенты, в свою очередь, общаясь с прославленными учеными и успешными профессионалами, становятся более подготовленными и мотивированными. В британских университетах нет такого понятия, как «заставить учиться». Каждый делает свой выбор сам и несет за него ответственность. Это закладывается еще в школе, как и навык к критическому мышлению, поиску информации и усвоению учебного материала. Не думаю, что студенты британских школ и университетов более «правильные», они такие же, как и все, просто более самостоятельные, наверное».

Елена Коптелова