28 февраля 2014, 13:31

Госдума ограничивает анонимные электронные платежи 15 тыс. руб. в месяц

Анастасия Осипова

Соотвествующий законопроект принят в первом чтении

МОСКВА, 28 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект об ужесточении требований к переводу анонимных электронных средств платежа, входящий в так называемый антитеррористический пакет. При этом в ходе обсуждения документа парламентарии говорили о необходимости его серьезной доработки к второму чтению.

Проект закона, внесенный группой депутатов от всех фракций во главе с председателем комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой ("Единая Россия"), направлен на снижение рисков использования анонимных электронных платежей в целях противодействия финансированию терроризма и легализации доходов, полученных преступных путем.

Как отметила Яровая при обсуждении законопроекта, большая часть анонимных платежей "к сожалению, носит противоправный характер". При этом она напомнила, что в соответствии с резолюцией Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) для обеспечения доступности информации об отправителе либо получателе электронного перевода должна существовать возможность "проследить все электронные переводы".

"Поэтому мы предлагаем идти по пути всего цивилизованного мира, а именно развитию укрепления банковской системы, прозрачности платежей, - заявила депутат. - Наша общая задача - исполнить взятые на себя международные требования по пресечению и отмыванию преступных доходов, которые осуществляются через анонимные перечисления".

Положения законопроекта

Согласно документу общая сумма анонимных электронных платежей снижается с 40 тыс. до 15 тыс. руб. в месяц, а размер минимального остатка электронных денежных средств в любой момент времени - с 15 тыс. до 5 тыс. руб. При этом сумма одного такого анонимного платежа ограничивается 1 тыс. руб. в течение одного календарного дня, а в случае использования предоплаченной карты - 3 тыс. руб.

Одновременно вводятся ограничения на трансграничный перевод электронных денег и запрет на использование электронных средств платежа, выданных за рубежом, в случае непроведения идентификации в соответствии с законодательством РФ. Помимо этого вносятся изменения в целях исключения возможности денежных переводов с использованием неперсонифицированных электронных денег между гражданами, в том числе на пополнение предоплаченных карт.

Критика документа

Председатель комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина ("Единая Россия") отметила необходимость доработки законопроекта к второму чтению. При этом она сообщила, что замечания, отраженные в заключении комитета, сформированы на основании отзывов, полученных из правительства РФ, Банка России, Росфинмониторинга, Минэкономразвития, ряда других ведомств, Общественной палаты РФ.

Бурыкина считает, что предложение о снижении лимита до 1 тыс. руб. "требует отдельного обсуждения, достаточно тщательного экономически обоснованного". "Чтобы мы не загнали обратно всех в денежный наличный оборот и фактически в тень, где никто ничего в принципе не увидит", - пояснила она позицию комитета.

Депутат также отметила, что по предоплаченным картам сегодня есть лимит, эмитируются они только кредитными организациями, а первый получатель такой карты всегда известен. "Более того, с рядом предоплаченных карт приезжают сюда туристы. И для них устанавливать лимиты, когда они не смогут заплатить за гостиницу, за то, за другое и третье... Нам не очень понятно", - сказала глава профильного комитета.

Суточное ограничение использования электронных форм расчетов она вообще считает "беспрецедентной нормой, которая будет иметь, наверно, только место в нашем законодательстве". По ее словам, это предложение требует отдельного обсуждения и доработки во втором чтении.

Вопрос, касающийся запрета на трансграничные переводы, также требует "очень серьезного и тщательного обсуждения для того, чтобы та схема, которая предлагается, работала каким-то образом", подчеркнула Бурыкина. Ведь трансграничные переводы, по ее словам, "это две стороны одного процесса: одна на территории РФ, другая за пределами территории РФ". "И если с российской стороной все понятно, что если не проведены определенные процедуры, мы можем запретить, то что делать с той стороной? Потому что они под действие нашего 115-го закона (о противодействии легализации) не подпадают", - указала глава профильного комитета.