МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов выразил мнение, что "этическое саморегулирование" интернета эффективнее его государственного контроля.
"Государственное регулирование не может дать позитивного эффекта - любое регулирование ограничено безграничностью киберпространства. Что касается этического саморегулирования, то я думаю, что в интернете это может быть наиболее эффективным способом", - об этом он сказал в пятницу в ходе конференции "Россия и ЕСПЧ: право быть услышанным".
Федотов напомнил, что решения национального государства заблокировать доступ к той или иной информации могут быть применены только на территории данного государства, и распространяется оно на местных интернет-провайдеров. "Но, коллеги, что мы будем делать, когда компания Google запустит свои спутники на низких орбитах, [где] будет раздавать интернет непосредственно из космоса, когда национальный интернет-провайдер уже не понадобится", - задался вопросом глава СПЧ.
По словам Федотова, выход из такой ситуации можно искать только в создании международных правовых механизмов. Поэтому правозащитник высказался за присоединение России к Европейской конвенции по киберпреступности. "К этой конвенции присоединились очень многие неевропейские страны: я имею в виду ЮАР, Японию, США. Интернет трансграничен, правовое регулирование деятельности в интернете должно быть транграничным, оно должно быть глобальным ", - указал он.
О решениях судов по киберпреступлениям
Федотов полагает, что многие решения российских судов, связанные с правонарушениями в интернете, "построены на приблизительности", потому что не установлено место правонарушения и личность правонарушителя.
"Очень многие решения российских судов, связанные с интернетом, построены на приблизительности. Если внимательно влезть и проанализировать все эти решения, то окажется, что никаких серьезных аргументов в пользу того или иного решения [нет]. Решения разные, то все равно они приблизительные, потому что никогда не определяется, где произошло правонарушение, невозможно определить, кто совершил правонарушение", - заявил он. "В интернете нет физических и юридических лиц, в интернете взаимодействие осуществляется между компьютерами, и кто управляет компьютером в данный момент, мы никогда не можем сказать точно", - пояснил он свою мысль.
Федотов считает, что "анонимность является таким же сущностным качеством интернета, как и трансграничность". Глава СПЧ скептически относится к "представлениям о том, что можно обеспечить правопорядок в интернете, требуя от пользователя паспорт", и сравнивает их с практиковавшимися в СССР правилами учета пишущих машинок и контроля за доступом к множительной технике.