Удивительное совпадение во времени двух событий в 2008 году - мировой кризис и запуск первой криптовалюты - только на первый взгляд является случайным.
Если вспомнить о причинах, приведших к кризису, а также последующих действиях правительств и центральных банков ряда крупнейших стран, возникает ощущение, что идея выпуска денег, не зависящих от государственной воли, "витала в воздухе". Открытым оставался только вопрос, кто и как их будет выпускать.
В 1976 году австрийский экономист фон Хайек опубликовал книгу "Частные деньги", в которой предложил модель выпуска денег частными эмитентами - как рецепт для решения проблемы, связанной с выпуском государственных денег.
По его мнению, главная роль государства при выпуске денег в прошлом (да и в настоящем) состояла в необходимости защищать одно из основных правил обращения государственных денег, смысл которого заключается в том, что все люди и компании в пределах юрисдикции данного государства обязаны принимать их в оплату по номинальной стоимости. Причем сохранение номинала не являлось незыблемым правилом. Центральные банки проводили деноминацию и неэквивалентный обмен "старых" денег на "новые" в разное время во многих странах.
Более того, центральные банки как государственные структуры злоупотребляли своим правом эмиссии и рано или поздно переходили к политике "дешевых денег".
В частности, фон Хайек писал: "Современной экспансии государства сильно способствовала возможность покрывать дефицит путем денежной эмиссии - обычно под предлогом увеличения занятости".
Глядя на политику ФРС после 2008 года и Банка Японии после 2012 года, трудно не согласиться с его утверждением.
В качестве альтернативы государственным деньгам он рассмотрел вариант металлических денег - золото и серебро, но пришел к выводу, что в "чистом виде" они не могут решать современных проблем денежного обращения. Главным историческим достоинством золота являлось отсутствие "эмитента".
Золото долгое время считалось товаром, сохраняющим стоимость и поэтому наиболее подходящим для выполнения роли денег. К сожалению, затруднения, возникающие при выполнении золотом функции средства обращения (трудность физической доставки и невозможность "уменьшать номинал") помешали золоту сохранить свою роль в качестве "якоря мировых денег".
Появление биткоина с новой силой возобновило дискуссию о желательности "частных денег", предложенных Хайеком. Но с одной поправкой - у таких денег в новых условиях (прежде всего имеется в виду развитие интернета и мощных компьютеров) может и не быть эмитента.
Чем же хорош биткоин в качестве частных денег?
Во-первых, отсутствует эмитент как лицо, способное манипулировать как количеством, так и ценой валюты (в виде курса или ссудного процента).
Во-вторых, он сохраняет стоимость, так как стоимость майнинга есть величина реальная и растет со временем, хотя бы в части затрачиваемого электричества.
В-третьих, цена определяется на конкурентном (пусть пока не совершенном) рынке.
В-четвертых, номинал - 1 биткоин - может дробиться практически до бесконечности.
В-пятых, все меньше и меньше проблем для безналичного обращения данной валюты.
Основной особенностью биткоина в контексте притязаний на выполнение роли денег (валюты) является иная природа его "производства".
Биткоин не является долговыми деньгами, как все "бумажные" деньги, и поэтому для него не стоит вопрос количества выпускаемых денег - оно заранее ограниченно.
Тем не менее стоимость всего объема выпущенных биткоинов есть величина переменная и растущая по мере приближения к предельному количеству выпуска. В этой "иной" природе криптовалют, возможно, и кроется их основное преимущество. Их может быть выпущено несколько, они будут между собой конкурировать. Также они будут конкурировать с официальными валютами. Если гипотеза Хайека верна, то они могут постепенно вытеснить официальные валюты либо резко ограничить темпы роста их эмиссии.
Могут ли биткоины начать обращаться в наличной форме? Но наличная форма противоречит философии появления данной валюты, провозглашающей главным принципом отсутствие эмитента. Следовательно, необходимо либо пойти на компромисс - ввести одобренную неким органом саморегулирования конкурентную процедуру выпуска наличных биткоинов различными "провайдерами" (если такая в принципе возможна), либо, что более вероятно, оставить биткоин только в безналичной форме и перейти в целом к обращению денег только в электронной форме. То, как сейчас развиваются интернет-технологии, говорит, скорее всего, в пользу второго варианта (см. статью Кеннета Рогоффа в Financial Times от 28.05.2014 "Paper money is unfit for a world of high crime and low inflation").
Какое будущее может ждать биткоин и другие криптовалюты? Ряд стран - Россия, Китай - ввели ограничения на ее обращение, другие - Израиль, Сингапур, Кипр - создали условия для практически свободного обращения, третьи - такие как США - приравняли ее к товару, но формального ограничения на обращение не ввели. Можно предположить, что, если гипотеза Хайека окажется верна, через несколько лет мы увидим мировую валютную систему, состоящую из группы глобально конкурирующих между собой криптовалют и группы государственных валют, поддерживаемых и защищаемых их государствами-эмитентами. В силу глобальности и отсутствия привязки к конкретной стране и ее центральному банку у криптовалют есть несомненное преимущество и шансы на победу в таком сражении. При условии, конечно, что речь идет о свободной рыночной конкуренции.