23 сентября 2014, 11:58
Мнение

Санкции и российское образование

Политическая ситуация не могла не сказаться на приемной кампании иностранных студентов в российские вузы

Влияние санкций на российское образование пока не столь очевидно. Образование в принципе консервативно по своей природе. И результаты санкций не наступят, как в сфере финансов, быстро и однозначно. Но предварительный анализ их последствий может помочь определить слабые места и преодолеть существующую ситуацию с минимумом потерь в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Прошлый 2013 год для набора иностранных студентов в российские вузы оказался самым успешным за последние годы. По данным Института статистики ЮНЕСКО за 2013 год Россия по этому показателю заняла шестое место, пропустив США, Великобританию, Францию, Австралию, Германию. И оставив позади Японию, Канаду, Китай и Италию. В статье "Топ-20 стран для иностранных студентов", опубликованной в британской газете The Guardian, Россия названа в числе конкурентов в борьбе за иностранных студентов.

Но нынешняя политическая ситуация не могла не сказаться на приемной кампании 2014 года. А следующая приемная кампания 2015 года, которая уже началась в ведущих университетах мира, потребует особых усилий, чтобы удержать нынешнее шестое место и продвинуться выше.

Факторов, влияющих на решение студентов учиться в той или иной стране, много: расположение, стоимость обучения, язык преподавания, требования к поступающим, персональные рекомендации, дружелюбное миграционное законодательство, поддержка иностранных студентов, безопасность в стране, международная аккредитация программ, перспективы трудоустройства, место в международных рейтингах вузов страны, гранты и стипендии, стиль жизни, количество иностранных студентов, уже обучающихся в стране и вузе, и др. 

К сожалению, все эти факторы не в пользу решений о выборе России в качестве страны обучения. Кроме того, низкое качество информационной политики российских вузов не способствует привлечению иностранцев на обучение. Англоязычные сайты вузов крайне скудны на информацию, как говорится, "недружелюбны" к пользователю. Центральные СМИ, которые доступны на английском языке, мало уделяют внимания образовательной политике России, успехам российских ученых и вузов в целом. Отсутствие информации  отталкивает потенциальных абитуриентов и их родителей. На сайтах посольств России за рубежом также содержится только общая информация, часто устаревшая. Сайт "Российское образование для иностранных граждан" (http://www.russia.edu.ru/) морально устарел - достаточно посмотреть на зарубежные аналоги рекрутинговых сайтов.

Есть совершенно определенные предпосылки к тому, что потоки иностранных студентов с России будут переориентированы на Белоруссию и Казахстан. Вузы этих стран показывают хорошие результаты в мировых и региональных рейтингах, сравнимые с российскими, а стоимость образования и жизни в этих странах значительно ниже. Безопасность же проживания и толерантность общества по отношению к иностранцам - на более высоком уровне.

Конкурентная борьба за иностранных студентов во всем мире требует поиска отдельных ниш для российских университетов, еще не занятых зарубежными вузами. Только четко построенные на базе исследований маркетинговые планы по набору иностранных студентов и квалифицированные международные службы могут дать желаемые результаты российским университетам. В зависимости от размера бюджета и степени важности меняются и методы маркетинга: от предоставления информации о стране как о месте обучения, консалтинговых услуг до рекрутинга студентов через сеть местных отделений по всему миру. В ведущих странах мира правительство принимает непосредственное участие в формировании благоприятного образа страны для обучения и проживания, в создании национальных брендов образования. И, в конечном счете, получает доходы от экспорта образования, значительно большие, чем инвестиции.

Созданию привлекательных и востребованных программ для иностранных студентов предшествует этап исследования образовательных рынков стран приема и повышение квалификации сотрудников международных служб университетов. Россия традиционно привлекает иностранных абитуриентов на естественно-научные специальности (математика, физика, химия, биология), но желающих на них учиться во всем мире не так уж и много. Сохранятся, видимо, потоки студентов из Азии и Ближнего и Среднего Востока, СНГ, Латинской Америки. Европейцы и до санкций ехали мало, но теперь, видимо, их будет еще меньше.

К настоящему времени Россия является участницей нескольких образовательных альянсов, так называемых межгосударственных образовательных пространств, а именно, Европейского союза (далее ЕС), Содружества Независимых Государств (далее СНГ), Евразийского Экономического Сообщества (далее ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (далее ШОС), которые в свою очередь явились следствием создания международных организаций с одноименными названиями. Сотрудничество в области информационного обмена, науки и образования является далеко не основным в деятельности стран-членов этих организаций. На первом плане остается сотрудничество в области экономики, политики, безопасности между странами-участницами.

Сегодня формирование межгосударственных образовательных пространств можно считать свершившимся фактом: они развиваются, функционируют и эволюционируют, что закреплено в соответствующих многосторонних соглашениях, подписанных на самом высоком уровне. И, что особенно важно, межгосударственные образовательные пространства оказывают все возрастающее влияние на развитие мирового рынка труда и состояние экспорта образовательных услуг в условиях демографического спада в странах Европы и России.

В то же время уже сейчас можно говорить о неоднозначности полученных результатов в области многостороннего образовательного сотрудничества в связи с разным уровнем развития национальных систем образования и их активностью в реализации целей образовательных пространств и др.

Образовательное сотрудничество в многостороннем формате предполагает преференции для граждан стран, входящих в тот или иной альянс. Как правило, это признание документов об образовании, позволяющее относительно свободное поступление в образовательные учреждения стран-участниц, академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава, а также трудоустройство с полученными документами об образовании в странах альянса. Так, одной из главных целей Болонского процесса является принятие системы понятных и легко сопоставимых ступеней для содействия трудоустройству граждан на европейском рынке труда в целом. И надо сказать, что эта цель достигнута европейскими странами: европейский рынок близится к перенасыщению, а в условиях кризиса отдельные страны включают защитные механизмы для преимущественного трудоустройства своих граждан.

Представляется, что назрела необходимость осознания, что даже гуманитарное сотрудничество имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, и требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, прежде всего для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности.

Сложившаяся политическая ситуация требует уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов дальнейшего участия России в межгосударственных образовательных пространствах и определению экономических эффектов, которые они дадут системе образования в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Осознание политическими элитами того, что российское образование может и должно стать одной из основных экспортных статей бюджета, в нынешних экономических условиях могло бы повлиять на дальнейшее развитие вузов, особенно региональных и расположенных в приграничных районах, решило бы проблемы демографического спада и многие другие проблемы с иностранными инвестициями в российскую экономику. В сегодняшних условиях, когда сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья по целому ряду стратегических направлений сворачивается, гуманитарное сотрудничество как никогда становится важным направлением внешнеполитической деятельности.