Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Агент оттепели: что нужно знать о режиссере фильма "Большой"

12 мая 2017, 10:27 UTC+3 Мильчин Константин
Маргарита Симонова и Валерий Тодоровский на съемках фильма "Большой"

Маргарита Симонова и Валерий Тодоровский на съемках фильма "Большой"

© filmpro.ru
Автор
Мильчин Константин Константин Мильчин Константин Мильчин
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Профайл автора

11 мая в прокат вышел новый фильм Валерия Тодоровского "Большой" — история становления юной балерины из маленького шахтерского городка. Между тем уже долгое время все обсуждают сериал "Оптимисты", в котором Тодоровский выступил в качестве продюсера. Константин Мильчин — о знаменитой кинематографической династии и самом Валерии Тодоровском.

Даже странно, что никто у нас в стране до сегодняшнего дня не пытался снимать блокбастеры про русский балет. Ведь балет — это та сфера, в которой у России до сих пор неоспоримый авторитет во всем мире. Наверное, в этом и заключается талант Тодоровского — находить идеи, вроде бы лежащие на поверхности, вроде бы очевидные, но те, которые другие не решаются воплотить в жизнь. Недавно вышедший сериал "Оптимисты" — это наш ответ на американских "Безумцев", а "Большой" — это ответ на другой популярный сериал, "Моцарт в джунглях". Впрочем, обо всем по порядку.

filmpro.ru

Династии в российском кино встречаются столь же часто, как в Голливуде — ремейки. В некоторых кланах на сцену выходит уже третье поколение. Тот, кто еще недавно носил снисходительный эпитет "младший", превращается в "старшего". На наследников известных режиссеров или актеров, которые выбрали родительскую стезю, сперва смотрят снисходительно: ну конечно, вот так взял и пришел с улицы, поступил, получил роль, собственный фильм. Человек из ниоткуда — и сразу звезда. Но если кто-нибудь когда-нибудь и относился к Валерию Тодоровскому всего лишь как к сыну знаменитого отца, то такой злопыхатель и сам, наверное, давно этого стыдится.

Потом были нулевые, в которых и как режиссер, и как продюсер Тодоровский стал одним из создателей современного российского кино и сериальной промышленности. Но главное его открытие — это не актеры, не жанры и не индустрия. Тодоровский заново открыл целую эпоху. Он вернул нам оттепель. Сперва в "Стилягах", потом в собственно "Оттепели" и, наконец, в "Оптимистах"

В 1990-х Валерий Тодоровский снял несколько знаковых фильмов. Например, "Любовь" — одну из первых лент совсем молодого еще Евгения Миронова, или "Подмосковные вечера" — вольную экранизацию "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. Но успех ему принесла вышедшая в 1998 году "Страна глухих". Картина превратила практически никому не известную Чулпан Хаматову в одну из главных актрис страны. А заодно открыла широкой публике музыку Алексея Айги.

Потом были нулевые, в которых и как режиссер, и как продюсер Тодоровский стал одним из создателей современного российского кино и сериальной промышленности. Но главное его открытие — это не актеры, не жанры и не индустрия. Тодоровский заново открыл целую эпоху. Он вернул нам оттепель. Сперва в "Стилягах", потом в собственно "Оттепели" и, наконец, в "Оптимистах".

В известной степени это логично и символично. Да, как режиссер Валерий Тодоровский шел своей дорогой. Но с точки зрения отношения к эпохе он пошел по пути своего отца Петра Тодоровского, который начал снимать в 1960-х и до конца своей жизни и карьеры оставался шестидесятником.

Валерий Тодоровский заново открывает 60-е для современной России. Да, наверное, это другие 60-е, не те, что у отца, более легкомысленные.

Леонид Парфенов не раз называл СССР нашей античностью и предлагал свою версию этой античности: то в "Намедни", то в "Старых песнях о главном". Античность Тодоровского — это эпоха оттепели или предчувствие оттепели, как в "Стилягах", время надежд, порога новой эпохи, возможностей. Эпоха, которая разом и старая и новая. Эпоха, для которой стиль очень важен.

Сам Тодоровский, родившийся в 1962 году, это время практически не застал — только по свежим воспоминаниям. Но именно он выступил ее хранителем и популяризатором, принес ее в новый мир, как древнегреческие философы и учителя принесли свою культуру в Рим.

Тодоровский был упорен в своем продвижении оттепельной темы. Он ее перепридумал и перезапустил. Он ее американизировал, заламинировал, гламуризировал, сделал яркой, веселой и стильной. "Стиляги" стали первым всенародно популярным мюзиклом, но эпоху не приблизили. Потом была собственно "Оттепель", которую посмотрела вся страна. И задумалась. Прошло несколько лет — и вот на экраны выходят "Оптимисты" — история про молодых дипломатов, которые работают в советском МИД в самом начале 1960-х. И теперь уже все обсуждают как свершившийся факт, что шестидесятые актуальны как никогда. Тодоровский добился всего, чего хотел.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости