Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экспертные мнения

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Фильм ужасов как драма о взрослении: в прокат вышло "Оно" по Стивену Кингу

8 сентября, 9:30 UTC+3 Филиппов Алексей
Кадр из фильма "Оно"

Кадр из фильма "Оно"

© filmpro.ru

Это не первая экранизация книги — в 1990-м году вышел двухсерийный фильм. Версия 2017 года, в которой поднимаются остросоциальные проблемы, научит взрослых любить детей, считает кинообозреватель Алексей Филиппов.

Маленький мальчик в желтом дождевике бежит по заливаемой дождем улице заштатного городка Дерри, штат Мэн, преследуя бумажный кораблик. Льет как из ведра, обмазанное воском судно подплывает к бордюру и проваливается в канализационный сток. Мальчуган смотрит во тьму, чтобы попрощаться с корабликом, но встречается взглядом с невесть откуда взявшимся клоуном Пеннивайзом (Билл Скарсгард), который обещает ему все развлечения мира, а потом съедает. Взрослые решают, что ребенок пропал без вести — с детьми это случается, такие сорванцы, сидеть бы им дома.

Год спустя, в 1989-м, школьники продолжат исчезать — и брат мальчика в дождевике, заикающийся Билл (Джейден Либерер), столкнется с тем самым жутким клоуном. И все его друзья, именующие себя "Клубом неудачников", — тоже. Взрослые ничего не подозревают и проявляют заботу, как умеют: криками, таблетками и домашним арестом. Поэтому городское зло придется изводить им — заике, лже-астматику, еврею, псевдо-жиголо, афроамериканцу, упитанному пареньку и девочке, которую подозревают в небывалой для двенадцати лет сексуальной активности. В общем, всем тем, кого так любят школьные задиры и знатоки того, "как стать нормальным".

Filmpro.ru

"Оно" аргентинца Андреаса Мускетти — это уже вторая экранизация одноименного романа Стивена Кинга 1986 года — здоровенной энциклопедии нетерпимости на примере выдуманного городка Дерри, где жуткий клоун Пеннивайз соревнуется в людоедстве со школьными хулиганами, полицией и родителями, которые заботливо давят в отпрысках любую индивидуальность. Уже вторая глава романа — образцовая отповедь гомофобии, дальше достается и всем остальным носителям доминирующих идей. Начав с 60-х и прыгая из детства героев во взрослую жизнь, Кинг следит за семью друзьями по несчастью, которые выросли, но не смогли убежать от ужасов отрочества и малой родины, а потому вынуждены вернуться в Дерри 27 лет спустя, чтобы закрыть кровавый гештальт.

В трехчасовой телеверсии 1990 года с Тимом Карри в роли Пеннивайза остросоциальные углы "Оно" сгладили, оставив лишь центральную идею — как детские травмы продолжают сидеть занозой в мозгу взрослых людей. В новой версии романа решили и вовсе сосредоточиться на школьном периоде — на финальных титрах всплывает надпись "Оно. Часть 1". Вторая будет как раз про взрослых наедине с ужасами юности, а эти два часа Мускетти подробно рассказывает, почему жизнь отстой, когда ты маленький.

Страшные сцены чередуются с бытовым насилием и радостью детства почти в равных пропорциях - и единственный большой недостаток "Оно", по большому счету, заключается в том, что это не сериал

Прошлым летом близкую тему лихо оседлал ностальгический сериал "Очень странные дела" от Netflix: за окном тоже 80-е, тоже в тихий городок вторгается неведомая чертовщина, а отпор ей дают дети-неудачники (а еще — гики!). Да и артист Финн Вулфард, здесь шутящий про длину члена и чужих мамок, перекочевал в "Оно" как раз из этого сериала. Впрочем, фильм Мускетти, несмотря на постеры "Битлджуса" и названия известных музыкальных групп на футболках, чуть меньше заигрывает с антуражем 80-х. "Оно" больше интересуют страхи, разбросанные по всему городу и не имеющие временной принадлежности.

Внушительный хронометраж во многом и объясняется тем, что версия Мускетти подробно живописует незаметные ужасы городка — дежурные издевательства над детьми в масках хулиганства или заботы. Пеннивайз не случайно принимает облик главных страхов "великолепной семерки" — так они обретают хоть какую-то плоть, а не просто роятся в голове, взращенные религиозным воспитанием, подростковой агрессией или мантрой: "Ты такой болезненный, выпей еще горсть таблеток". "Оно" неплохо балансирует между хоррором и драмой взросления, которая у Кинга заканчивалась подобием оргии (эту сцену не решились взять ни в версию 1990-го, ни в новую, помеченную 18+).

По-прежнему не столь жесткая, как роман, эта экранизация заботливо переносит главное — связь между неврозами и идеей "нормального человека", позволяющей издеваться над не такими, как все. Все причинно-следственные связи в новой экранизации легко отследить (в отличие от телеверсии), они раскрываются с дотошностью, адекватной первоисточнику. "Оно" Кинга замирало в нескольких шагах от манифеста на тему всеобщего равенства, но его гуманистический посыл умело уравновешивали страшные видения и кровавые происшествия. Наверняка есть читатели или зрители, не заметившие социальную подоплеку, отвлекаясь на жанровые фокусы.

Не забывает про них и Андреас Мускетти, заявивший о себе хоррором "Мама" с Николаем Костер-Вальдау и Джессикой Честейн. Страшные сцены чередуются с бытовым насилием и радостью детства почти в равных пропорциях, и единственный большой недостаток "Оно", по большому счету, заключается в том, что это не сериал. Во второй половине фильм начинает немного тормозить, слишком явно отодвигая неизбежную развязку, и будь это третьим эпизодом мини-сериала, перепад скоростей не так бросался бы в глаза. Все-таки многословный Кинг требует либо хирургических сокращений, либо больше свободного времени. Но и в такой версии все важное уместилось.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Поделиться