Выборы в Израиле: Нетаньяху побеждает и обещает побеждать

Андрей Широков — о том, каким будет пятый срок Нетаньяху, и что означает его триумф на прошедших выборах

Биньямину Нетаньяху вечером в четверг не удалось одержать две блестящие победы сразу. Израильский космический аппарат "Берешит" разбился при посадке на Луну. Сразу перед крушением первая частная лунная станция передала в центр управления миссией в городе Иехуд близ Тель-Авива, куда заранее приехал Нетаньяху, последнее "селфи", сделанное на фоне лунной поверхности. Посадка длилась 21 минуту. Аппарат начал торможение, после чего с ним была потеряна связь, а в нескольких километрах от поверхности Луны у него вышел из строя основной двигатель, сообщили в Центре управления полетом. Таким образом, Израилю пока не удалось стать четвертым государством в истории после России, США и Китая, доставившим на Луну рабочую станцию.

Уже в первые минуты после аварии Нетаньяху в центре управления миссией заявил присутствующим, что "через два с половиной — три года израильский космический аппарат прилунится в целости". При этом, даже несмотря на крушение аппарата "Берешит" при посадке, для Израиля его миссия все равно является значительным достижением, так как он стал седьмой страной в истории, чей аппарат работал на орбите естественного спутника нашей планеты.

Но позже в тот же вечер — по прошествии менее двух часов с момента неудачного прилунения аппарата, которое, кстати, еще днем в четверг включило в онлайн-табло Управление аэропортов Израиля на 22:00 (время совпадает с московским), — государственное радио Израиля "Кан" сообщило, что Центральная избирательная комиссия при Кнессете (парламенте страны) закончила подсчет голосов на состоявшихся 9 апреля выборах, и окончательные результаты голосования дают партии "Ликуд" Биньямина Нетаньяху еще одно место, в результате чего она получает 36 кресел в парламенте 21-го созыва и обгоняет на один депутатский мандат ближайшего конкурента — центристский блок партий "Кахоль-Лаван" ("бело-голубые", назван по цветам израильского флага — прим. ТАСС).

Участвуют партии, выбирает — президент

В Израиле политическая система такова, что в выборах участвуют партии, а по итогам голосования президент после консультаций с лидерами прошедших в Кнессет фракций поручает одному из депутатов сформировать правительственную коалицию.

Формально президент Реувен Ривлин не обязан на следующей неделе выбирать именно лидера получившей большинство голосов и парламентских кресел партии. Главное — избранник должен суметь за 42 дня создать правительство, которое будет контролировать как минимум 61 из 120 мест в однопалатном парламенте еврейского государства

С января 1949 года, кода проводились первые выборы в Кнессет, ни одной партии пока не удалось получить большинство мест самостоятельно, поэтому создаются правительственные коалиции. В этом отношении уже на следующий день после выборов по результатам подсчета трех четвертей голосов стало понятно, что блок правых партий во главе с "Ликуд" получает 65 депутатских мандатов, а центристы во главе с "Кахоль-Лаван" не могут собрать под свои знамена более 55 парламентариев. Лидеры "бело-голубых" — бывший глава Генштаба Беги Ганц и экс-министр финансов Яир Лапид — еще в среду вечером признали поражение, пообещав уже из оппозиции "превратить в ад" жизнь Нетаньяху.

Вотум доверия

Так что факт, что действующий премьер в ближайшие несколько недель сформирует рекордное для израильского политика пятое правительство в карьере (причем четвертое подряд с 2009 года), стал очевиден уже в первые часы после закрытия избирательных участков.

Но то, что партия "Ликуд" под руководством Нетаньяху одержала чистую победу на выборах, получив больше всех мандатов по итогам голосования, очень важно для самого премьера, так как фактически это не что иное, как вотум доверия именно ему в преддверии предстоящих в ближайшие недели или месяцы досудебных слушаний по нескольким делам о злоупотреблениях и коррупции, в рамках которых по существующей процедуре полиция рекомендовала Генеральному прокурору выдвигать обвинения.

Сам Нетаньяху неоднократно заявлял о том, что все дела против него сфабрикованы и что "ничего не будет, так как ничего нет"

В любом случае в такой ситуации, которую сам премьер охарактеризовал сразу после выборов как "беспрецедентное давление" на него самого и возглавляемую им партию, первое место по количеству голосов и мест в парламенте действительно сложно охарактеризовать иначе, как "блестящая победа". Вряд ли такое волеизъявление избирателей добавит желания Генеральному прокурору Авихаю Мандельбиту все же прислушаться к рекомендациям полиции и выдвинуть обвинения премьеру.

Здесь, конечно, нельзя не отметить, что 36 мандатов для "Ликуд" — это еще и второй результат в истории партии после 38 мест, которые она получила в 2003 году во главе с Ариэлем Шароном в Кнессете 16-го созыва. Кроме того, этот показатель на шесть кресел больше, чем в предыдущем Кнессете 20-го созыва, где партия Нетаньяху контролировала лишь 30 мест. Кстати, предыдущее правительство премьера успешно проработало при этом практически все отведенные ему законом четыре года, что также случалось крайне редко в истории Израиля.

Что дальше

Нетаньяху, как и обещал еще до выборов, теперь в состоянии сформировать еще более "правое" правительство, чем то, что он возглавляет до сих пор с момента предыдущих выборов в 2015 году. И, похоже, с такой коалицией премьеру легко удастся реализовать свое обещание, сделанное буквально за двое суток до выборов в интервью одному из телеканалов, что он аннексирует крупные блоки поселений на оккупированных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан.

Учитывая, что администрация президента США Дональда Трампа намерена в ближайшее время представить свою "сделку века" по урегулированию палестино-израильского противостояния, можно сделать вывод, что Нетаньяху либо что-то знает о давно обещанном, но пока так и не опубликованном плане, либо на что-то намекает, либо играет на опережение. Но, учитывая, что Шарон в свое время фактически выдвинул несколько противоречащих друг другу пакетов поправок к продвигавшейся тогда международным сообществом программе урегулирования под названием "Дорожная карта", можно предположить, что Нетаньяху делает все сразу — и знает, и намекает, и играет на опережение. А главное, что, судя по всему, Нетаньяху теперь так же, как и Шарон полтора десятилетия назад, четко говорит, что делает, и делает, что говорит. Именно за такую крутизну Шарона в свое время политические оппоненты прозвали "бульдозером".

В любом случае Нетаньяху действительно одержал "блестящую победу", как он сам скромно охарактеризовал достижения лишь своей партии на выборах, выступая перед сторонниками в ночь после закрытия участков. Но для него это теперь и огромная личная победа, так как он получил мандат доверия от израильского народа.

Теперь Нетаньяху предстоит долго и монотонно продолжать побеждать: получать рекомендации от партий, принимать назначение от президента, формировать правительство и приносить присягу в качестве его руководителя. А параллельно уже скоро, вероятно, начнется подготовка и к той победе, которой не удалось добиться в четверг вечером. И у Нетаньяху, судя по всему, есть заявленные им два с половиной — три года на операцию по успешному прилунению следующей израильской космической станции. Так же, как он на наших глазах сейчас выполняет свое предыдущее, данное еще до выборов, обещание сформировать по их итогам еще более удобную для себя правительственную коалицию.