27 июля 2017, 07:42,
обновлено 28 июля 2016, 07:42

Лилия Чижик: пенсионный фонд РФ уходит в интернет

Лилия Чижик. Пресс-служба ПФР
Лилия Чижик

Пенсионный фонд стремится к тому, чтобы все его услуги были доступны дистанционно, рассказала в интервью ТАСС первый заместитель председателя правления ПФР Лилия Чижик

Пенсионный фонд России (ПФР) идет в ногу со временем и постепенно переводит все свои услуги в электронный вид, чтобы люди могли получать их не выходя из дома. А для людей старшего возраста ПФР проводит специальные курсы компьютерной грамотности. Об этом корреспонденту ТАСС рассказала первый зампред правления Пенсионного фонда России Лилия Ивановна Чижик.

Услуги ПФР с домашнего компьютера

- Интернет-сервисы, стремительно набирающие популярность, меняют мир вокруг нас. Еще недавно трудно было представить, что электронные услуги придут в такую сферу, как пенсионное обеспечение. Лилия Ивановна, как Пенсионный фонд РФ отвечает на запросы времени и общества?

- Вы правы, мир действительно меняется. По мере того как интернет становится все более привычным, растут и запросы общества. Учитывая темп современной жизни, все меньше людей хотят тратить свое время на походы по инстанциям, если эту услугу можно получить не выходя из дома. Поэтому любая услуга, которая может быть оказана дистанционно, в конечном итоге уходит в интернет. В Сеть уходят торговля, СМИ, ЖКХ, сфера госуслуг и другое.

Пенсионный фонд, как один из лидеров по количеству госуслуг для населения, стремится идти в ногу со временем и максимально упростить гражданам путь к их получению. Наша цель - сделать так, чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы, кроме как за консультацией. Чтобы получение любой справки, подача любого заявления, назначение любой выплаты были доступны через интернет. Эта цель амбициозная, но мы идем к ней, и идем довольно успешно.

- Насколько сложен этот процесс? Через что пришлось пройти?

- Начнем с того, что, помимо технических вопросов информатизации, необходимо было в первую очередь подготовить нормативно-правовую базу, внести все необходимые изменения в законы и подзаконные акты, которые дают нам возможность оказывать услуги через интернет.

И эта тема гораздо шире и сложнее, чем кажется. Ведь нам надо было изменить правовую базу еще таким образом, чтобы не только сам гражданин мог к нам обратиться, но и работодатель от его имени. Теперь работодатель может представить необходимые документы за гражданина, заверенные электронной подписью.

Или, чтобы лишний раз не требовать дополнительных документов, мы законодательно предусмотрели возможность для наших специалистов самостоятельно запрашивать необходимые бумаги в других органах исполнительной власти. То есть ПФР минимизирует необходимость сбора документов в других госорганах. Для этого есть единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и все больше ведомств начинают в ней работать.

И, конечно, перед тем как уйти в интернет, мы должны были автоматизировать все процессы в самом Пенсионном фонде России. Согласитесь, было бы странно, если бы ПФР принимал запросы в электронном виде, а потом обрабатывал их на бумаге. Так что весь соответствующий документооборот внутри фонда тоже осуществляется в электронном виде.

Параллельно мы анализировали все наши услуги, выявляли, какие из них наиболее востребованы населением. Именно в отношении них мы и стали делать электронные сервисы.

Однако существует еще категория документов личного хранения, то есть они есть только у самого гражданина, и только он может нам их представить. Например, при распоряжении средствами материнского капитала на погашение жилищного кредита банковский договор гражданин нам представляет лично.

- И что в итоге Пенсионный фонд РФ может предложить сегодня?

- Услуги, которые по состоянию на сегодняшний день Пенсионный фонд России может предоставить в электронном виде, объединены в один портал на сайте фонда es.pfrf.ru. У него довольно удобная структура: он разбит не только по типу услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним - с регистрацией или без регистрации. То есть далеко не для всех услуг нужно регистрироваться. К примеру, записаться на прием в ПФР, выбрать клиентскую службу, направить обращения в ПФР можно и без регистрации.

Если услуги имеют отношение к персональным данным, то необходима регистрация. Эти услуги доступны через наш главный сервис - "Личный кабинет гражданина". Будущие пенсионеры в нем могут контролировать пенсионные отчисления работодателей, те, кто уже собирается на пенсию, - оценить свои пенсионные права (баллы и стаж), рассчитать размер пенсии и обратиться за ее назначением, а пенсионеры - управлять доставкой пенсии и получать справки. В отдельную категорию вынесены сервисы по материнскому капиталу.

И это лишь немногие услуги, которые доступны через личный кабинет.

"Личный кабинет гражданина"

- Насколько сложно зарегистрироваться в личном кабинете? Кто может получить в него доступ?

- В личном кабинете регистрироваться не нужно. Чтобы войти в него, достаточно иметь регистрацию на портале государственных услуг. Собственно, как это реализовано на большинстве порталов, оказывающих госуслуги. Это общее правило.

По информации Минкомсвязи, на сайте госуслуг зарегистрировано уже более 30 млн человек. Потенциально это все пользователи нашего личного кабинета. Если есть регистрация и смартфон в кармане, зайти в личный кабинет - дело нескольких секунд.

- Какие из услуг в удаленном доступе наиболее востребованы среди российских пенсионеров и тех граждан, которые когда-нибудь ими станут?

- У Пенсионного фонда России очень много функций. Есть даже такие, которые к пенсиям прямого отношения не имеют. Но для большинства людей - и, пожалуй, это правильно - мы остаемся организацией, основная задача которой - назначать и платить пенсии. И летом 2015 года мы начали принимать заявления на назначение пенсии в электронном виде. Еще лет десять назад подобное казалось чем-то невероятным, из разряда фантастики, и тем не менее это факт.

Наиболее востребованной услугой ПФР в электронном виде можно считать назначение пенсии и изменение способа ее доставки. Заявление о назначении пенсии, как вы понимаете, подают те граждане, которые уже завтра собираются стать пенсионерами. Заявление о доставке пенсии или изменении способа ее доставки - это сервис, которым пользуются только пенсионеры.

Также ПФР запустил еще один полезный сервис для пенсионеров и федеральных льготников: информирование о виде и размере пенсии и социальных выплат. Это размер пенсии, ЕДВ, НСУ. Этот сервис быстро набирает популярность. Более того, теперь через личный кабинет можно подать заявление о назначении ЕДВ и НСУ.

Работающему населению в первую очередь интересен сервис информирования о сформированных пенсионных правах, или, говоря проще, интересно узнать свой стаж и количество баллов. Это был один из первых сервисов, которые мы запустили.

В целом с 2015 года к сервисам личного кабинета зафиксировано 11 млн обращений граждан.

- Назначить пенсию через интернет - как устроен этот процесс? Там ведь очень много документов.

- К моменту выхода человека на пенсию у ПФР есть большая часть информации. Мы видим стаж, то есть периоды официальной работы, когда начислялись страховые взносы. Периоды работы с 2002 года отражены в нашей базе персонифицированного учета; по периодам до 2002 года (до момента запуска системы переучета) мы провели и продолжаем проводить так называемую заблаговременную работу. ПФР собирает данные от работодателей и тоже вносит в систему. Таким образом, сейчас на лицевых счетах имеется полная информация о всех периодах трудовой деятельности граждан.

Вся эта информация доступна в личном кабинете, и мы хотим, чтобы сам гражданин проверил ее и в случае расхождений, например с его трудовой книжкой, обратился к нам или к работодателю. Необходимо заблаговременно навести порядок в этих данных, чтобы к моменту выхода на заслуженный отдых нужно было только подать заявление и мы назначили пенсию в максимально возможном размере. Причем, когда человек подает такое заявление, мы формируем выписку и отправляем на его адрес. То есть предоставляется возможность еще раз все проверить и, если возникли сомнения, обратиться к нам.

Статистика показывает, что при подаче заявления через интернет в 75% случаев пенсия назначается без личного визита в ПФР, без представления дополнительных документов. Мы стараемся этот показатель улучшить.

Еще нужно добавить, что в личном кабинете можно контролировать, насколько добросовестно работодатели уплачивают страховые взносы. Поэтому если вы увидите, что работодатель не начислил или не заплатил причитающиеся страховые взносы, то для вас это должно стать серьезным поводом для разговора с работодателем или даже обращения в трудовую инспекцию или суд.

"Азбука интернета" для пенсионеров

- Чтобы подать заявление через интернет, надо уметь интернетом пользоваться, а далеко не все люди старшего поколения дружат с современными технологиями. Как можно решить эту проблему?

- Действительно, молодежь с интернетом на "ты", в то время как людям старшего возраста освоить новые технологии не так просто. Но ПФР уже не первый год проводит курсы компьютерной грамотности для пенсионеров. Причем если раньше наши отделения проводили их на общественных началах, руководствуясь исключительно собственным энтузиазмом, то с 2015 года эта задача поставлена в ранг государственных.

Теперь Пенсионный фонд России на эти цели в рамках реализации соцпрограмм субъектов РФ выделяет субъектам средства. Плюс вместе с "Ростелекомом" мы издали очень полезный для людей старшего поколения учебник "Азбука интернета", который учит работе в Мировой сети с самых азов. Его можно использовать как самоучитель и при обучении на курсах.

Помимо этого, мы широко используем институт консультантов, тех, кто может помочь освоить современные технологии. Во многих наших клиентских службах есть всегда готовые помочь администраторы, установлены гостевые компьютеры. Это для тех граждан, у которых дома нет компьютера. Они могут прийти и воспользоваться гостевым компьютером, не дожидаясь очереди. Пришел, зарегистрировался на сайте госуслуг, подал заявление и ушел.

Обучение компьютерной грамотности - одна из задач не только ПФР, но и государства в целом, потому что доступ к электронным услугам должен быть обеспечен для людей всех возрастов.

- Далеко не все будущие пенсионеры понимают механизм формирования будущей пенсии. Как личный кабинет помогает будущему пенсионеру разобраться, на какие выплаты может рассчитывать именно он?

- Пенсионный фонд проводит большую информационную работу. На нашем сайте есть исчерпывающая информация по социальной и пенсионной тематикам.

Вы помните, что в 2013 году мы запустили пенсионный калькулятор. В личном кабинете представлена его усовершенствованная - персонализированная - версия. В новой версии он уже учитывает сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Мы всегда говорили, что основная задача калькулятора - не столько показать размер будущей пенсии (ведь спрогнозировать будущее на десятилетия вперед довольно трудно), сколько разъяснить, как формируются пенсионные права и рассчитывается страховая пенсия. Изменяя те или иные параметры, вы видите, как на размер пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Там же есть подробная информация о правилах формирования и расчета пенсии.

Материнский капитал

- Перейдем к материнскому капиталу. В свое время наша семья оформляла сертификат в ходе личных визитов в отделение ПФР, мы подавали бумажные заявления, предоставляли собранные нами документы. Как процедура получения материнского капитала выглядит сегодня, какие возможности открывает электронный сервис?

- Подать заявление можно в электронном виде через личный кабинет. Достаточно только заполнить заявление, указав необходимые реквизиты.

Что касается основных направлений использования средств материнского капитала, то на распоряжение материнским капиталом тоже можно подать заявление в электронном виде. Оно значительно упрощает получение услуги, но не избавляет от визита в ПФР. После того как вы подали заявление, в течение пяти дней нужно прийти в отделение фонда и представить документы личного хранения.

Кроме этого, через личный кабинет можно заказать справку о размере или остатке средств материнского капитала.

- Как, по-вашему, будут развиваться электронные услуги в сфере пенсионного обеспечения? Какие новые услуги вы планируете запустить в ближайшее время?

- Вы помните, что указом президента в том числе для Пенсионного фонда России поставлена задача к 2018 году довести объем предоставляемых в электронном виде услуг до 70%. К этой цифре планомерно идем.

Сначала перевели в электронный вид самые востребованные услуги, теперь переводим менее популярные. Недавно стал доступен сервис подачи заявления на выплату компенсации за проезд к месту отдыха и обратно для северян, о переводе с одной пенсии на другую. В ближайших планах - дать возможность обращения через интернет за перерасчетом пенсии, возможность обращения за компенсационной выплатой по уходу и так далее. Но это все уже не такие многочисленные категории, как пенсионеры.

Сейчас принят закон, который позволяет получить сертификат на материнский капитал в электронном виде. Мама обращается за выдачей сертификата, мы проводим все необходимые проверки, взаимодействуем со всеми инстанциями в электронном виде и после этого направляем ей сертификат в электронном виде. Таким образом, отпадает необходимость приходить за сертификатом в бумажном виде. Эта услуга тоже будет реализована в ближайшее время. Как я уже сказала, наша основная цель - это свести количество посещений гражданами офисов ПФР к минимуму, в крайнем случае к одному.

Однако в ряде случаев приходить в ПФР все же надо. Пенсионный фонд предпринимает большие усилия, чтобы в него можно было обращаться не по месту жительства, а по принципу экстерриториальности. Раньше мы были вынуждены проверять, не обратился ли человек за назначением пенсии в другом субъекте РФ. Теперь в силу того, что провели большую работу по модернизации баз данных, гражданин может обращаться за пенсией или материнским капиталом, где бы он ни был. Мы можем идентифицировать, что обращается именно этот гражданин и в первый раз.

Наконец, электронные архивы. В условиях, когда все документы входят и обрабатываются в нашей системе в электронном виде, гораздо удобней иметь все архивы тоже в цифровой форме. Поэтому еще одна задача, которая перед нами сейчас стоит, - это создание архивов электронных выплатных дел. Сейчас выплатное дело - это книжечка, в которой и заявление, и все документы, и все решения, которые приняты по назначению, по перерасчету, по индексации и т. д., и все это на бумаге. К концу следующего года мы сделаем так, чтобы формирования "бумажек" не было совсем.

- Весной у ПФР появилось мобильное приложение. Расскажите подробнее о функциях.

- Мобильное приложение - это, по сути, "Личный кабинет гражданина", только в смартфоне. Услуги так же разделены на две категории - с регистрацией и без регистрации. Процедура входа в личный кабинет ничем не отличается от десктопной версии. Это очень удобно, когда под рукой нет компьютера. Можно быстро записаться на прием или заказать справки.

С регистрацией можно наблюдать состояние своего индивидуального лицевого счета.

Родителям доступны сервисы информирования о материнском капитале.

- Пенсионный фонд России стал администратором ФРИ. Что это такое?

- В 2017 году ПФР запустил масштабный проект - Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Это единая база данных для всех ведомств и организаций, которые занимаются вопросами реабилитации инвалидов, а также для самих граждан. В рамках проекта человеку доступен "Личный кабинет инвалида". В нем можно получить информацию о группе и сроке инвалидности, об индивидуальной программе реабилитации, ее исполнении, услугах и другом. В личном кабинете можно узнать о размере и виде назначенной пенсии, а также обо всех соцвыплатах, установленных по линии ПФР.

Если гражданин только получил статус инвалида, через личный кабинет он сможет направить заявления в ПФР на установление пенсии и ежемесячной денежной выплаты. Доступ осуществляется через учетную запись на едином портале госуслуг. Полный перечень всех льгот и услуг, положенных конкретному гражданину с инвалидностью на федеральном и региональном уровнях, будет представлен в личном кабинете к концу 2018 года.

- Каковы дальнейшие планы по усовершенствованию системы?

- В ходе следующего этапа предстоит выполнить целый ряд важных задач. Прежде всего, запланированы мероприятия по расширению нормативно-правовой базы, что позволит оказывать инвалидам государственные и муниципальные услуги на основании сведений из ФГИС ФРИ без запроса у других ведомств и самих инвалидов дублирующих документов и сведений.

Вся информация во ФГИС ФРИ является юридически значимой. Ко ФГИС ФРИ подключаются все заинтересованные ведомства, в том числе на уровне субъектов РФ. Информационный обмен будет производиться через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Для этого все сервисы предоставления сведений разработаны и зарегистрированы. Также ведется большая межведомственная работа по сверке информации от ведомств и загрузке сведений от органов субъектов РФ, оказывающих услуги инвалидам.

С 2018 года реестр инвалидов будет наполняться сведениями об исполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) органами власти субъектов Российской Федерации, иными организациями, оказывающими услуги инвалидам.

- Как инвалиду можно воспользоваться системой?

- Для инвалидов специально создан личный кабинет, в котором гражданин, признанный инвалидом, может получить информацию об инвалидности, о рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.

Для входа необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг, подтвердить свою учетную запись. На сайте Федерального реестра инвалидов нужно зайти в свой личный кабинет с логином и паролем портала госуслуг.

- Помимо создания и администрирования ФРИ, ПФР готовится к запуску системы социального обеспечения, так называемого ЕГИССО. Что это за система?

- Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых бюджетами всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.

Внедрение данной системы повышает эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повышает уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение и снижает их физические и временные затраты при получении тех или иных мер социальной поддержки.

Также одной из задач, поставленных перед информационной системой, является обеспечение возможности применения принципов адресности и критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. 

Кроме того, данная система позволяет проводить аналитику по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан и, как следствие, прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства.