Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Эксперты: новый глава Минсельхоза Ткачев должен возглавить "аграрное лобби"

22 апреля 2015, 15:25 UTC+3 МОСКВА /Корр. ТАСС, Елена Мишина

Президент Владимир Путин 22 апреля подписал указ о назначении губернатора Кубани Ткачева министром сельского хозяйства

Поделиться
Материал из 1 страницы
Александр Ткачев

Александр Ткачев

© ИТАР-ТАСС/Андрей Пронин

МОСКВА, 22 апреля. /Корр. ТАСС Елена Мишина/. Новый глава Минсельхоза Александр Ткачев должен создать мощное "аграрное лобби", чтобы добиться ускоренных темпов импортозамещения, но для решения этой задачи ему необходимо обладать серьезным политическим авторитетом. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные ТАСС.

Президент Владимир Путин 22 апреля подписал указ о назначении губернатора Кубани Ткачева министром сельского хозяйства. На этом посту Ткачев сменил Николая Федорова, назначенного советником президента.

"Ткачев, на мой взгляд, имеет и нужный опыт, и необходимый административный ресурс, и сильные политические позиции", - заявил ТАСС председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Он подчеркнул, что задача ускоренного импортозамещения невыполнима "без эффективного менеджмента и опытного управленца в сельском хозяйстве, который находится в постоянном диалоге с бизнесом и с инвесторами".

Поиск нового хозяина для исторического здания Наркомзема в Орликовом переулке - именно там расположено аграрное министерство - традиционно велся среди глав регионов.

"Назывались различные кандидатуры, но было понимание, что по харизме и влиятельности новый министр не должен уступать Алексею Гордееву, это и было основной сложностью", - отметил один из топ-менеджеров крупной аграрной компании в разговоре с ТАСС, вспомнив влиятельного и успешного министра, который возглавлял министерство на протяжении 10 лет, а впоследствии был назначен губернатором Воронежской области.

По информации источников ТАСС, еще в январе 2014 года Федоров выражал намерение покинуть пост главы Минсельхоза, однако его желание не было удовлетворено во многом из-за отсутствия альтернативной кандидатуры.

Смена министра

Назначение экс-главы Минсельхоза советником президента означает, что по-настоящему претензий у руководства страны к нему не было, несмотря на скорее негативный информационный фон вокруг отставки. В заслугу министра Федорова прежде всего ставится отсутствие коррупционных скандалов в Минсельхозе, испортивших реноме ведомства при предыдущем руководителе Елены Скрынник, отмечал в разговоре с корр. ТАСС владелец одной из крупных агропромышленных компаний незадолго до отставки министра.

При Федорове впервые был составлен реестр субсидируемых инвестиционных кредитов и в 2014 году была закрыта задолженность по более чем 8,6 тыс проектам, отмечает собеседник ТАСС в Минсельхозе.

"Поразительно, но ранее министерство не обладало полной информацией, сколько и каких проектов получают господдержку", - отмечает он. Обратной стороной медали стало то, что Минсельхоз на некоторое время вообще прекратил финансирование новых агропроизводств - выяснилось, что денег не хватает даже на то, что было выдано предыдущим руководством министерства.

В адрес министра звучала критика о недостаточности взаимодействия с отраслевыми союзами, однако с депутатским корпусом ведомство Федорова работало слаженно, заявила ТАСС зампред аграрного комитета Госдумы Надежда Школкина.

"Федоров всегда много занимался проблемами социального развития села, убеждал губернаторов искать деньги на софинансирование сельских программ", - отметила она. Кроме того, министр требовал у губернаторов доводить деньги из федерального бюджета до аграриев в срок без задержек, ранее свойственных отрасли, продолжила зампред комитета. Также депутат отметила быстрое принятие законов о потребкооперации, сельхозрынках, отмене категорий земель, твердую позицию Федорова по непередаче Россельхозакадемии в новую структуру РАН.

Однако позиция министра могла бы быть наступательной, тем более что отрасль пользовалась поддержкой руководства страны, полагает она. "Федорову не удалось создать аграрное лобби, и консолидировать глав регионов, представителей бизнеса, отраслевые ассоциации и фермерское сообщество. Теперь это задача нового министра", - заключает депутат.

Отставка

Обсуждение слабых аппаратных позиций Федорова обострилось в начале февраля 2015 года, когда он и куратор аграрной отрасли в правительстве Аркадий Дворкович в один день провели два параллельных мероприятия по развитию скотоводства. Вице-премьер выслушивал представителей молочной отрасли на съезде Национального союза производителей молока, а министр тем временем обсуждал перспективы отечественной генетики в Подмосковье.

Прямое общение заместителя председателя правительства с отраслевиками без присутствия профильного министра в кабинете министров негласно считается нарушением протокола, однако объяснялось натянутыми отношениями между политиками. "Федоров всегда охотнее принимал участие в региональных поездках, чем в протокольных мероприятиях в столице", - отметил один из собеседников ТАСС.

В целом же молочная отрасль, которая в отличие от других направлений АПК в последние годы находится в стагнации, объективно не относилась к сильным местам аграрной статистики. Отношения Федорова с транснациональными игроками молочного рынка тоже были далеки от идеальных - еще в ноябре 2014 года министр подверг критике методы работы международных компаний на российском рынке из-за закрытий заводов и монопольно низких закупочных цен у фермеров.

Критику президента вызвала неверная информация Федорова о кредитовании посевной, представленная Путину, где цифры Минсельхоза были оптимистичнее тех, что имелись в распоряжении администрации главы государства.

Задачи для нового министра

Вместе с тем министр Федоров активно защищал программу роста расходов на АПК после введения Россией продовольственных ответных мер. Первоначально Минсельхоз оценивал затраты на ускоренное импортозамещение более чем в 1 трлн рублей до 2020 года, однако и выстраданные министерством дополнительные 650 млрд рублей на госпрограмму развития агросектора до 2020 года тоже были аппаратной победой в условиях сокращающегося бюджета.

Средства выделены на масштабную задачу - достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности, а значит ответственное ведомство должно стать финансовым центром развития отрасли. Для этого требуется харизма и авторитет руководителя во взаимодействии с банками, регионами и агробизнесом. Сейчас же банковские ставки, несмотря на высокий уровень субсидирования, и требования к заемщикам являются одним из основных тормозящих факторов для развития отрасли.

"Назначение Ткачева должно поспособствовать притоку инвестиций, равно как и доведению вовремя средств до регионов", - полагает глава комитета по аграрным вопросам Николай Панков ("Единая Россия"). Депутат добавил, что Ткачев является "крепким хозяйственником" и сам прошел от рядовых должностей до руководителя агропромышленного холдинга.

"Краснодарский край дает очень хорошие показатели по растениеводству, животноводству, по привлечению инвестиций. Как губернатор, Ткачев прекрасно знает все проблемы, какие есть в АПК, очень хорошо разбирается в экономике агропромышленного комплекса, поэтому с его назначением аграрии связывают привлечение новых инвестиций, новых форм работы и государственной поддержки для аграриев", - подчеркнул Панков.

"Работа Ткачева в одном из главных аграрных регионов страны вкупе с реализацией такой масштабной задачи как проведение Олимпийских игр будет крайне полезна для АПК в текущей кризисной ситуации", - заключил Даниленко.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама