Путин в разговоре с Рютте заявил о нецелесообразности учреждения суда по катастрофе Boeing

На месте падения Boeing в Донецкой области, 6 ноября 2014  года. Михаил Почуев/ ТАСС/ Архив
На месте падения Boeing в Донецкой области, 6 ноября 2014 года
"Подчеркнута готовность российской стороны к тесному сотрудничеству в целях выяснения причин и обстоятельств этой трагедии", - сообщили в пресс-службе Кремля

МОСКВА, 29 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте вновь заявил о нецелесообразности учреждения судебного органа по катастрофе Boeing на Украине.

"Президентом России подтверждена неизменность позиции о нецелесообразности учреждения такого судебного органа. Также акцентировано, что остается немало вопросов к расследованию - в том числе к собранной доказательной базе и в связи с недопущением России к существенному участию в его проведении, - сообщили в пресс-службе Кремля. - Подчеркнута готовность российской стороны к тесному сотрудничеству в целях выяснения причин и обстоятельств этой трагедии".

Также Путин подчеркнул необходимость полного выполнения принятой по российской инициативе 21 июля 2014 года резолюции 2166 Совета Безопасности ООН, направленной на обеспечение всестороннего, тщательного и независимого расследования катастрофы. "Состоялся обмен мнениями о проведенной экспертами работе в контексте подготовки новой резолюции СБ ООН по данной теме, - отметили в пресс-службе. - Путиным отмечено, что представленный Россией проект такого документа был нацелен на содействие решению задач, обозначенных в резолюции 2166. Выражено сожаление в связи с тем, что этот компромиссный проект не был поддержан государствами, выступающими за создание Международного трибунала по катастрофе самолета Malaysia Airlines".

Путин и Рютте также обменялись мнениями о состоянии и перспективах развития российско-нидерландских отношений. Телефонный разговор состоялся по инициативе нидерландской стороны.

Совбез ООН проголосует по вопросу создания трибунала

29 июля в Совете Безопасности ООН пройдет голосование по созданию трибунала по авиакатастрофе малайзийского Boeing на Украине. Заседание начнется в 15:00 по местному времени (22:00 мск).

Для участия в заседании прибыли главы МИД Австралии Джулия Бишоп, Бельгии Дидье Рейндерс, Нидерландов Берт Кундерс и Украины Павел Климкин, а также заместитель министра иностранных дел Малайзии Хамза Заинудин. Пять стран ведут совместное уголовное расследование инцидента, в то время как голландская сторона занимается техническим анализом происшествия.

Представленный Малайзией от лица "пятерки" проект резолюции, занимающий чуть более двух страниц, квалифицирует случившееся как "угрозу международному миру и безопасности" и предусматривает создание трибунала по главе VII Устава ООН "с единственной целью - для уголовного преследования лиц, ответственных за преступления, связанные с уничтожением самолета "Малайзийских авиалиний", выполнявшего рейс MH17". Документ, к которому приложен статут предлагаемого трибунала, также требует от всех стран "в полной мере сотрудничать" с судебным органом. При этом по замыслу "пятерки" инициаторов, трибунал будет оперировать результатами расследований - технического и уголовного, которые ведутся в настоящий момент.

Международный трибунал. Досье

Позиция России

Россия - одна из пяти стран-членов СБ ООН, обладающих правом вето, уже ясно дала понять, что не допустит принятие документа. "Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет. Если резолюция наберет девять или больше голосов, то это будет вето", - заявил в понедельник журналистам постпред РФ Виталий Чуркин. "Если документ наберет меньше девяти голосов, то это просто будет негативное голосование России вместе, может быть, с какими-то другими членами Совета Безопасности. К сожалению, я думаю, что девять голосов, скорее всего, наберется", - отметил он. При этом постпред РФ подчеркнул, что у него пока нет "окончательных указаний" из Москвы.

Аргументируя позицию РФ, Виталий Чуркин указал на возражения "юридического, практического и политического плана". В частности, дипломат подчеркнул, что квалифицировать авиакатастрофу в качестве "угрозы международному миру и безопасности" и в этом свете подводить трибунал под главу VII Устава ООН в корне неправильно. Кроме того, он подчеркнул, что "никогда ранее в случае, когда погибали гражданские самолеты", в том числе в истории со сбитым в 2001 году украинскими ПВО российским авиалайнером или уничтоженным США иранским самолетом "никаких международных трибуналов по главе VII не создавалось".

Постпред РФ также обратил внимание на тот факт, что уголовное расследование авиакатастрофы на Украине ведется в полном секрете, и его итоги не будут обнародованы, а переданы в трибунал в качестве основания для предъявления обвинений. По его словам, с учетом того, что в расследовании участвует Украина, "было бы странно", если бы оно "не повернулось в направлении поиска всякого возможного и невозможного компромата в адрес России". "Речь идет о том, что (инициаторы идеи - прим. корр.) хотят, чтобы международное сообщество, в том числе и Россия, купило такого большого черного кота в мешке. Это просто было бы безрассудно. Как мне кажется, это рискованная игра для очень многих. В этом не должны быть заинтересованы все, кто хотел бы, чтобы международные дела развивались нормально, чтобы постепенно нормализовались отношения между Россией и Западом", - сказал он.

Российская альтернатива малайзийской резолюции

Ранее Россия представила на рассмотрение СБ ООН альтернативный проект резолюции, который нацелен на поддержку независимого международного расследования авиакатастрофы. Предложенный РФ документ, в частности, предусматривает назначение специального представителя генсека ООН для содействия расследованию трагедии. В тексте не говорится о необходимости создания трибунала - вместо этого он "требует, чтобы виновные в воздушном инциденте были привлечены к правосудию, и все государства сотрудничали в этом направлении по завершении международного расследования".

Авиакатастрофа Boeing и расследование трагедии

Пассажирский самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама ((Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Власти Украины и представители ополчения провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) обвинили в случившемся друг друга. 21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование крушения самолета.

9 сентября 2014 года был опубликован предварительный доклад о причинах крушения Boeing. В документе подчеркивалось, в частности, что причиной катастрофы стало "попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе". Более точных причин не указывалось.

1 июля этого года стало известно, что Нидерланды завершили работу над черновой версией окончательного доклада и передали ее аккредитованным представителям стран-участниц расследования. Ожидается, что документ опубликуют в первой половине октября.

Представители МИД РФ неоднократно подчеркивали, что не удовлетворены тем, как ведется расследование.