МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Американо-российская полемика о том, какая из сторон отказалась от сотрудничества в сфере противоракетной обороны (ПРО), сигнализирует о необходимости возобновления диалога в целях укрепления международной безопасности, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Накануне посол США в Москве Джон Теффт, отвечая на вопросы пользователей социальной сети "ВКонтакте", написал, что Соединенные Штаты и НАТО несколько раз предлагали России сотрудничество в области противоракетной обороны. Но Россия "отвергла все предложения, которые могли бы способствовать развитию сотрудничества и транспарентности", заявил он. "Именно российская сторона расторгла партнерский диалог в одностороннем порядке в 2013 году", - считает Теффт.
В Кремле эти слова американского посла назвали неправдой. Помощник президента РФ Юрий Ушаков подчеркнул: "У нас еще во времена (президента США Джорджа) Буша были конкретные предложения о взаимном сотрудничестве, но они не были подхвачены американскими партнерами".
Этапы большого пути
Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин напомнил "этапы большого пути" в области сотрудничества Москвы и Вашингтона по спорной проблеме.
Договор об ограничении систем ПРО был подписан между СССР и США в 1972 году. Документ зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны.
"В последующие годы по плану Рейгана США вели научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в области новейших вооружений и добились определенных результатов. В 2002 году США сочли возможным в одностороннем порядке выйти из договора о ПРО, в связи с чем он прекратил функционировать", - отметил эксперт.
В 2007 году во время саммита "большой восьмерки" президент РФ Владимир Путин предложил президенту США Джорджу Бушу в общих интересах безопасности совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане вместо размещения элементов американской ПРО в Польше и Чехии. "Эта РЛС покрывала радиус в 6 тысяч километров, защищая пространство от Ирана до Индийского океана. Но США отказались от совместного использования станции, сославшись на технологическую несовместимость американских и российских стандартов", - продолжил Подберезкин.
В свою очередь заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев отметил, что в 2010 году Россия и НАТО на саммите в Лиссабоне договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. "Позднее вице-премьер Дмитрий Рогозин с группой военных экспертов привозил в США конкретно наработанные предложения по сотрудничеству в сфере ПРО, но они остались без ответа", - напомнил Золотарев.
По его словам, ни американская, ни российская пресса не уделили должного внимания предложению Владимира Путина, сделанное в начале его второго президентского срока, открыть совместные центры сотрудничества в сфере ПРО в Москве и Брюсселе для обмена информацией от РЛС о потенциальных угрозах.
Разность позиций
В той же переписке с пользователями социальной сети "ВКонтакте" Джон Теффт указал, что "система ПРО НАТО не направлена против России". Эксперты по-разному отнеслись к этому утверждению посла США.
По мнению Подберезкина, суть расхождений в нынешней полемике состоит в том, что Россия считает создание системы ПРО частью общей системы наступательно-оборонительного потенциала, который дает США возможность надеяться на шантаж в использовании высокоточного и ядерного стратегических потенциалов в реальной войне.
США хотят выйти из ситуации, когда ядерное оружие может быть использовано какой-либо страной для своей защиты, сделать его "устаревшим и бесполезным", потому что у них достаточно новых вооружений и военной техники. "У российской стороны вызывает беспокойство развертывание элементов и компонентов ПРО США практически во всех регионах - Европе, на Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Все это в среднесрочной перспективе может дать США возможность использовать системы ПРО в наступательных операциях по наземным и надводным целям по всему миру, включая Россию", - считает Подберезкин.
"К сожалению, опыт переговоров с США по ограничению и сокращению вооружений за последние 45 лет показывает достаточно категорично, что уступки и компромиссы в одностороннем порядке ведут только к требованиям дальнейших уступок", - констатировал эксперт, при этом не отрицая необходимость возобновления диалога без односторонних уступок со стороны России. Сославшись на сделанное в мае заявление Путина о том, что Россия вынуждена будет реагировать на размещение американских ПРО в Европе и защищать свою безопасность, Подберезкин подчеркнул: "США идут на переговоры только тогда, когда чувствуют угрозу".
Генерал Золотарев полагает, что размещение американских средств ПРО в Европе и в других частях мира создает возможность подготовки проецирования американской силы в глобальном масштабе. "Вслед за этим могут появиться огневые комплексы ПРО или другие высокоточные комплексы, обеспеченные всей системой управления от РЛС и космических станций. Но при этом реальной угрозы ядерному потенциалу России американские системы ПРО не несут", - считает военный эксперт.
"В то же время нарушение баланса сил в Европе в пользу США и НАТО из-за размещения систем ПРО не содействует укреплению безопасности в регионе и в глобальном масштабе. Поэтому сам факт полемики между Вашингтоном и Москвой о том, кто виноват в замораживании сотрудничества по спорной проблеме, говорит о необходимости возобновления диалога", - заключил Золотарев.