4 марта 2017, 11:15,
обновлено 4 марта 2017, 14:01

Постпред РФ в Женеве: делегация ВКП сохраняет радикальные требования

Педставитель РФ при ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин. Борис Кавашкин/ ТАСС
Педставитель РФ при ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин

Делегация правительства Сирии провела раунд переговоров в Женеве конструктивно, с прицелом на позитивный результат, отметил Алексей Бородавкин

ЖЕНЕВА, 4 марта. /ТАСС/. Раунд межсирийских переговоров в Женеве наметил путь вперед, что представляет собой определенный прогресс, однако инклюзивность оппозиции пока не обеспечена, а "эр-риядская" группа (Высший комитет по переговорам, ВКП - прим. ТАСС) сохраняет ряд радикальных требований и не готова к компромиссам. Российскую оценку продолжавшейся в Женеве 10 дней работы по достижению мира в Сирии дал постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин.

Прогресс есть

Положительные итоги, по мнению Бородавкина, заключаются в том, что, во-первых, раунд сам по себе не провалился, а во-вторых, участникам переговоров удалось согласовать повестку дальнейших дискуссий.

"Не оправдались прогнозы тех недоброжелателей, которые предсказывали провал женевского раунда, а вслед за ним и слом режима прекращения боевых действий в Сирии, - отметил он. - Могу с удовлетворением отметить, что в ходе раунда удалось добиться определенного прогресса".

"Несомненно, полезно то, что переговоры теперь выглядят более структурированными", - сказал дипломат, отметив, что стороны согласились вести диалоги по четырем так называемым корзинам. Первая касается принципов госуправления, вторая - новой конституции, третья - выборов и четвертая - борьбы с терроризмом. Постпред РФ подчеркнул, что решение о таком структурировании переговоров "полностью соответствует резолюции 2254 Совета Безопасности ООН".

Дипломат добавил, что представленные спецпосланником генсека ООН Стаффаном де Мистурой 12 принципов политического урегулирования в Сирии были приняты всеми сторонами и в дальнейшем могут составить основу для работы над конституцией, о чем уже давно говорит Россия.

Перспективы на будущее

Дальнейшее продвижение вперед, указал Бородавкин, зависит от того, насколько стороны будут готовы к конструктивной работе. Здесь есть вопросы к делегации ВКП.

"Хочу подчеркнуть, что исключительно профессионально и конструктивно проявила себя делегация сирийского правительства, которая вела переговоры с прицелом на достижение позитивного результата", - сказал он.

Такой подход Дамаска, отметил глава российской дипмиссии, "порой отличался от подхода делегации оппозиционного ВКП". "С сожалением могу констатировать, что эр-риядская делегация не сняла свое вздорное требование о том, чтобы еще до начала переговоров со своего поста ушел в отставку президент Сирии Башар Асад, - сказал дипломат. - Есть у нее замечания и по поводу того, как должна выглядеть будущая сирийская конституция, эти замечания не всегда носят конструктивный характер".

По словам Бородавкина, российские дипломаты в ходе раунда "настраивали ее ("эр-риядскую" группу - прим. ТАСС) на поиск компромиссов, проявление гибкости и просто на то, чтобы она снизила свои радикальные, а иногда и экстремистские запросы".

Сохранение ВКП радикальных позиций, считает Бородавкин, делает невозможным объединение оппонентов Дамаска на платформе этой делегации. "Российская сторона на всех этапах переговоров настаивала на том, чтобы оппозиционная делегация была единой, но объединяться ей нужно не на основе радикальных запросных позиций "эр-риядской" группы, а на основе вдумчивой, конструктивной и нацеленной на достижение компромиссных результатов позиции", - отметил дипломат.

Представительство оппозиции должно расширяться

Другим важным "домашним заданием", указал Бородавкин, должно стать обеспечение инклюзивности оппозиции, как этого требует резолюция 2254 СБ ООН по Сирии. "Необходимо, чтобы в будущих раундах переговоров принимали участие "астанинская" группа и другие представители умеренной сирийской политической оппозиции, а также курды", - подчеркнул дипломат.

Бородавкин отметил, что "эр-риядская", "московская" и "каирская" группы, даже вместе взятые, не представляют весь спектр сирийской оппозиции", и выразил сожаление, что на завершившийся раунд не были приглашены сирийские курды, представители "астанинской платформы" и "многие другие уважаемые в Сирии оппозиционеры, причем отличающиеся своим конструктивным подходом к переговорам и достижению договоренностей с правительством".

Объединение против терроризма

Бородавкин подчеркнул, что, наряду с политическим урегулированием, важной задачей остается борьба с терроризмом Сирии. Заметным шагом к победе над этим злом было бы объединение усилий сирийской армии и вооруженных отрядов оппозиции, однако, констатировал российский дипломат, пока этого добиться не удалось.

"Идея о том, чтобы усилия и правительственных войск, и оппозиционных вооруженных формирований были объединены для борьбы с террористической угрозой в Сирии, - это очень важный, я бы сказал, приоритетный вопрос, - отметил он. - К сожалению, должен сказать, что движение на этом направлении пока не очень просматривается".

Как отметил дипломат, добиться такого результата не удалось, потому что "вооруженные оппозиционные группировки до сих пор не выполнили свое обещание о размежевании с террористическими организациями, в первую очередь с "Даиш" (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" - прим. ТАСС) и "Джебхат ан-Нусрой" (запрещена в РФ - прим. ТАСС)".

"Мы ожидаем, что это будет сделано в самое ближайшее время", - добавил Бородавкин.