АРХАНГЕЛЬСК, 29 марта. /ТАСС/. Развитие Арктики требует взаимодействия между ведомствами, компаниями и региональными властями, которое станет возможным при создании единого координирующего органа и принятия закона об Арктике. К такому выводу пришли участники заседания государственной комиссии по вопросам развития Арктики в ходе обсуждения основных параметров государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года в рамках форума "Арктика - территория диалога".
По словам председателя комиссии, вице-премьера Дмитрия Рогозина, комиссия должна прийти к согласию по основным параметрам программы, чтобы на следующий день работы форума представить консолидированную позицию президенту Владимиру Путину.
Специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, один из авторитетных специалистов по региону, поддержал идею принять закон об Арктике, который будет регулировать развитие региона.
Новый подход к Арктике
Проект федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации", внесенный в правительство в ноябре прошлого года, предлагает новый подход к комплексному развитию Арктической зоны России через создание так называемых "опорных зон" для развития региона. Замглавы Министерства экономического развития Александр Цыбульский ранее заявил, что министерство после года работы отказалось от отдельного закона, посчитав, что существующее отраслевое законодательство является достаточным.
Рогозин поддержал предложение Чилингарова, подчеркнув, что освоение Арктики также нуждается в постоянно действующем координирующем органе, роль которого может быть определена в законе.
"Нужен хозяин, начальник, госзаказчик, как хотите его называйте. Если Минэкономразвития его не предложит, то я думаю, что завтра это сделает президент", - заявил Рогозин.
Вице-премьер считает, что нужно навести порядок при реализации проектов в Арктике: развитие Северного морского пути, опорных зон и других арктических проектов должно быть под контролем конкретных структур, которые будут отвечать за их реализацию. "Опорные зоны (в Арктике) - там должна быть четкая система организации…; Севморпуть - то же самое, шельфовые проекты - то же самое. Везде должен быть хозяин, тогда будет порядок", - сказал Рогозин.
По его мнению, "даже у каждой реки, крупной нашей транспортной артерии должен быть хозяин" - кто будет отвечать за экологию, за дноуглубительные работы и за многое другое. "Реку-то нельзя "нарезать" по субъектам, по которым она течет", - пояснил вице-премьер.
"Я просто привык так думать. Может, это примитивное мышление в ВПК, но мы всегда так (организуем процесс), поэтому у нас хорошие темпы роста: у нас есть хозяин, контроллер, дубина, кнут и пряник - все, ничего другого придумывать не нужно", - подчеркнул зампред правительства, курирующий, в частности, оборонно-промышленный комплекс. Он заключил, что нужно "додумать механизм управления и контроля" (в сфере арктических проектов РФ).
"Найти решение придется, потому что в любом случае такие крупные проекты не могут быть без хозяина", - продолжил Рогозин, отметив, что Госкомиссия по Арктике собирается лишь периодически и не может "постоянно сидеть и держать дубину в руке и "гонять" какой-то проект".
Развитие Северного морского пути
В частности, он обратил внимание на развитие Северного морского пути.
"Будут ли ответственные структуры, которые сейчас отвечают за Севморпуть, заниматься портовой инфраструктурой, вопросами координации подвоза грузов, товаров, обеспечением услуг в этих портах, железными дорогами, которые должны к этим портам подвестись? Связь, навигация, спасение в случае каких-то ситуаций и так далее - это комплексная задача. И если мы хотим сделать Севморпуть действительно работающим, комплексно созданным проектом, это придется делать (определять ответственную структуру - прим. ТАСС)", - сказал Рогозин.
По его словам, Россия может увеличить в ближайшие годы загрузку Северного морского пути (СМП) до 40 млн тонн грузов, в то время как этот показатель в 2016 году составил 7,48 млн тонн. "Он (объем) и дальше будет нарастать, - продолжил вице-премьер. - Если руководствоваться даже скромными прогнозами, в связи с развитием и шельфа и в целом портовой инфраструктуры мы к 2022 году можем подойти к загрузке Севморпути в объеме до 40 млн тонн грузов, то есть это практически уже в 10 раз больше, чем то, что было в 2014 году".
Вице-премьер подчеркнул, что "сделать это нужно и можно, но при этом надо оценить наши реальные планы по атомному ледокольному флоту". Рогозин напомнил, что в производстве уже находятся ледоколы, которые придут на замену использующимся сейчас судам.
"Но хватит ли нам этих трех ледоколов? Возможно, потребуется большее количество", - констатировал зампред правительства, не исключив также принятие решения о переходе "от теории к практике" в реализации проекта строительства ледокола "Лидер" (проект ЛК-110Я), "который может ломать льды самой большой толщины по всему восточному плечу Северного морского пути".
Он добавил, что пропорционально увеличению грузопотока на СМП будет расти и количество проблем и задач, которые необходимо решать.
"Поэтому важно включиться в работу и ни в коем случае не болтаться в хвосте от этих событий", - подчеркнул вице- премьер. Рогозин отметил необходимость уделять внимание не только проблемам развития транспортной инфраструктуры, проектам промышленного освоения Арктической зоны, но и насущным житейским проблемам арктических регионов. "Надо понимать эти насущные проблемы, немедленно на них реагировать, создать деловую среду, чтоб в Арктике появился единый, умный и дальновидный хозяин", - указал вице-премьер.
Подготовка кадров
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов предложил ряд решений, способствующих вовлечению молодежи в реализацию проектов Арктики. Так, одна инициатива касается создания полевого учебного стационара для студентов на территории национального парка "Русская Арктика".
"Предлагаем создать федеральный учебный полевой стационар для проведения учебных студенческих практик в Арктике. Это позволит не только повысить квалификацию будущего работника, но и обеспечить его дополнительными универсальными компетенциями, рассчитанными на жизнь и работу в таких экстремальных условиях с низкой логистической доступностью", - сказал Орлов.
По словам губернатора, стационар может быть создан на территории национального парка "Русская Арктика", расположенного на двух полярных архипелагах в Архангельской области. Вовлечение молодежи в управленческий процесс, по мнению губернатора, могло бы "замотивировать" ее и укрепить позиции кадровой отрасли в Арктике. Этому поспособствовало бы, например, формирование молодежного совета при государственной комиссии.
"В компетенцию совета должно входить формирование предложений нормативно-правового, финансово-экономического, информационного, управленческого, научного характера для эффективной самореализации молодежи и повышению уровня ее потенциала в Арктике", - обосновал губернатор необходимость создания молодежного органа при госкомиссии по Арктике.
По словам губернатора, сегодня во всех арктических регионах России наблюдается отток трудовых ресурсов, что создает нехватку квалифицированных специалистов. Чтобы решить эту проблему, он предложил вводить специальные квоты для абитуриентов с арктических территорий на обучение "арктическим" специальностям, а также внедрять освоение студентами в процессе обучения дополнительных квалификаций и компетенций, которые позволят получить более универсального работника в отдаленных и малонаселенных местах.
Губернатор отметил, что в настоящее время в российских вузах образование по "арктическим" специальностям получают около 61 тыс. человек, при этом трудоустраиваются в регионе только 71% выпускников. Министр образования РФ Ольга Васильева в свою очередь отметила, что около 20% выпускников арктических вузов покидают арктический регион и мигрируют на работу в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы РФ.
По ее мнению, региональные власти и работодатели должны более эффективно использовать потенциал образовательных организаций в регионе, развивать систему привлечения и закрепления молодых специалистов на производствах и в социальной сфере, повышать привлекательность условий труда и жизни, реализуя меры государственной поддержки.
Министр добавила, что количество бюджетных мест в арктических вузах увеличено в четыре раза. Это одна из мер, необходимых для обеспечения ценными кадрами предприятий, работающих в суровых арктических условиях.
По ее словам, на инженерные специальности приходится 44% бюджетных мест, на образование и педагогические науки 19%, на здравоохранение и медицинские науки - 8%, что превышает аналогичные показатели по всем регионам России. Программу целевого обучения в арктических вузах при этом следует расширять, считает Васильева.
Российская Арктика
Российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.". С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).
Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.