МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Американским и российском журналистам в условиях санкций нельзя забывать о профессиональной солидарности, а надо честно выполнять свою работу. Медиаэксперты критикуют взаимные меры, предпринятые в России и США, и полагают, что в скором времени политика отразится на индустрии СМИ. Об этом ТАСС рассказали российские медиаменеджеры.
15 ноября Госдума приняла закон, положения которого позволяют признавать средство массовой информации "иноагентом", если оно получает финансирование из-за рубежа. Нормы стали ответом на требование минюста США к RT America - американскому филиалу российской телекомпании - зарегистрироваться в качестве иноагента в Соединенных Штатах. 29 ноября журналистов RT лишили аккредитации при Конгрессе США, Россия готовит ответные меры.
Обрести навигацию
Председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий полагает, что медиа захлебнулись в потоке информации.
"У нас большие проблемы с навигацией в этом взбаламученном информационном океане, в котором информация все прибывает и прибывает, - сказал он. - Нам надо заботиться, чтобы профессиональные медиа и в России, и в США соблюдали профессиональную солидарность, СМИ должны выполнять свою работу".
По его словам в США СМИ переживают антироссийский шторм и сейчас очень важно не забыть о самой профессии журналиста, вернуть доверие к СМИ.
"Есть страшное нервное волнение в американском обществе по поводу России, это касается российских СМИ, - сказал он. - Это следствие проблем самого американского общества, они между собой договориться не могут, между собой переживают, а мы выглядим как загадочная темная сила, которая на все влияет".
Быстрицкий также не исключил ухудшение ситуации. "В этих условиях нам необходимо возвращать доверие к СМИ", - подчеркнул он.
В свою очередь генеральный директор "Аргументов и фактов" Руслан Новиков предлагает разобраться в правоприменительной практике законов. "Мы не понимаем пока правоприменительную практику в соответствии с новыми законодательными изменениями, но предполагаем, что в категории новостных сайтов глобальных изменений не произойдет, так как доля подпадающих под понятие "иноагент" очень невелика", - сказал он ТАСС.
Соцсети станут приоритетом
Генеральный директор телеканала "360" Вячеслав Духин заметил, что статус иностранного агента для СМИ и в России, и в США сулит мрачные перспективы для журналистики вообще.
"RT может потерять все преимущества СМИ, которые у них есть в американской правовой системе, - полагает медиаменеджер. - Но еще более важный звонок прозвучал, когда Google пригрозил понизить российские источники в своей поисковой выдаче: это уже серьезно; позже уточнили, что понижения не будет, но осадок остался - очевидно, что мысль многие умные головы уже посетила".
По словам Духина, логику мышления западных партнеров можно предугадать.
"Если продолжать эту мысль (заявление со стороны Google о ранжировании российских новостей), мы увидим, что социальные сети, поисковики и мессенджеры - это важные для СМИ площадки, которые легко могут оставить издания без аудитории, - сказал он. - И никакой Роскомнадзор не поможет. Никакого законодательного регулирования того, как должен работать, скажем, поиск Facebook, по каким принципам - не существует. Здесь огромное поле для произвольной дискриминации неугодных СМИ, причем претензии будет предъявить очень сложно. Просто вы увидите, что на ваши статьи стало приходить меньше аудитории, но условный Facebook или Google всегда сможет сказать - это статьи у вас просто неинтересные".
Критика взаимных санкций
Главный редактор сайта "Дождя" Владимир Моторин настроен категорически против взаимных санкций и ответных мер. "Закон о СМИ-иноагентах едва ли будет способствовать развитию демократии в России, - заметил он в беседе ТАСС. - Наоборот, он может сократить число точек зрения, доступных широкой аудитории. Он также может ограничить доступ иностранных журналистов к достоверной информации".
Говоря о введении ответного запрета доступа американских журналистов в Госдуму РФ и Совет Федерации, Моторин высказал мнение, что "это может иметь негативные последствия в том числе и для имиджа России за рубежом". "Ведь именно работающие в России западные журналисты формируют общественное мнение на Западе, - напомнил журналист. - При этом нельзя исключать, что часть СМИ, чьи сайты будут заблокированы в России, смогут переориентироваться на общение с российской аудиторией через соцсети и таким образом сохранить и охват, и влияние"
Со своей стороны руководитель практики Медиа Роман Тышковский полагает, что российский закон в его нынешнем виде имеет безграничный охват.
"В будущем закон может применяться практически ко всей палитре интернет-ресурсов. Под него можно подвести даже корпоративные сайты компаний", - полагает эксперт. Также очевидным рыночным прогнозом, по его словам, станет стимул к развитию альтернативных источников донесения информации, например, Telegram-каналов и др.