УЧЖЭНЬ /Китай/, 5 декабря. /Корр. ТАСС Иван Каргапольцев, Николай Селищев/. Инициатива России по предотвращению преступлений, совершаемых при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), фактически блокируется некоторыми странами - участниками Конвенции Совета Европы по киберпреступности (Будапештской конвенции). Об этом во вторник сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС на IV Всемирной конференции по управлению интернетом директор департамента МИД РФ по вопросам новых вызовов и угроз Илья Рогачев.
"Дискуссия развивается очень сложно. Если называть вещи своими именами, на венской площадке ООН инициатива России практически заблокирована, - рассказал дипломат, комментируя ситуацию. - Группа экспертов в этой области раскололась на два лагеря, которые придерживаются противоположных подходов".
Рогачев напомнил, что участники Будапештской конвенции - в основном европейские страны, к которым присоединились некоторые страны других регионов.
"Эти государства препятствуют развитию дискуссии о том, нужен ли какой-то новый международный договор на универсальном, глобальном уровне. Она практически не ведется в Вене: там обсуждается, стоит ли вообще выносить на повестку дня этот вопрос. Другими словами, ведутся переговоры о переговорах, а не переговоры по проблеме. Так можно суммировать ситуацию", - пояснил он.
Рогачев отметил, что в настоящий момент существует ряд региональных международно-правовых документов, направленных на противодействие информационной преступности. Один из них - Будапештская конвенция, подписанная в 2001 году.
"Россия, как и многие другие страны, не участвует в ней из-за неприемлемости некоторых основных ее положений: трансграничного доступа к данным при проведении расследований, который в целом идет вразрез с принципом государственного суверенитета, а также отсутствия регулирования вопросов, связанных с современными видами преступлений с применением ИКТ, - пояснил он. - В этой связи РФ вместе с единомышленниками выступает за разработку под эгидой ООН Конвенции по противодействию преступлениям в сфере использования ИКТ, которая должна основываться на принципах суверенного равенства сторон и невмешательства во внутренние дела государств".
Дипломат отметил, что новый проект конвенции был подготовлен российскими экспертами и презентован в ходе ряда крупных международных мероприятий, в том числе на IV Всемирной конференции по вопросам интернета, в рамках которой прошел Форум международного сотрудничества по борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом.
Перспективы утверждения российской инициативы
Как сообщил глава департамента, Россия будет предпринимать дополнительные усилия, которые облегчат непростой процесс согласования позиций.
"Надеемся, что это каким-то образом подтолкнет наших несговорчивых партнеров, которые уже успели привыкнуть к имеющемуся тексту Будапештской конвенции. Необходимо подумать еще над какими-то вариантами в интересах всего мирового сообщества, а не отдельной группы государств, которые в данном случае придерживаются явно одностороннего подхода и, по большому счету, пренебрегают чужими интересами", - подчеркнул Рогачев.
По словам дипломата, отдельные государства - члены Совета Европы даже не стремятся вникнуть в суть данного вопроса. "Это довольно сложная дискуссия по правовой тематике, и в двух предложениях ее не описать. Наш подход нацелен на то, чтобы новый универсальный договор, заключенный под эгидой ООН, возможно, новая международная уголовно-правовая конвенция, работал в интересах всех стран, а не отдельной группы государств со сходным уровнем развития", - добавил он.
"Необходимо принимать во внимание, стараться учитывать позиции каждой заинтересованной стороны. Будапештская конвенция явно на это не нацелена, она скорее направлена на то, чтобы сохранить так называемый цифровой разрыв - разницу в уровне развития ИКТ "более развитых" и "менее развитых" стран, - заявил Рогачев. - В итоге применение этого документа на практике сопровождается нарушением таких основополагающих принципов международных отношений, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, не соблюдаются пределы национальной юрисдикции, как и многие другие вещи, которые просто подрывают суверенитет".