МОСКВА, 9 мая. /ТАСС/. Решение президента США Дональда Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном ударит в первую очередь по ситуации на Ближнем Востоке, может вызвать сложности в отношениях США с европейскими странами и повлиять на позицию Пхеньяна на предстоящем саммите КНДР - США. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС в среду главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", научный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов.
"Насчет глобальной безопасности я бы пока не торопился делать выводы, - сказал он, отвечая на вопрос о том, как решение Трампа по ядерной сделке с Ираном скажется на ситуации в мире. - Можно говорить о региональной безопасности, а именно ситуации на Ближнем Востоке и прежде всего в Сирии. Здесь, безусловно, предельно жесткая позиция США окажет ободряющее воздействие на всех противников Ирана: и в Израиле, и в странах Персидского залива, которые и так крайне обеспокоены укреплением иранских позиций".
По мнению эксперта, после заявления американского президента противники Тегерана усилят давление на Иран и проиранские силы. "Это может очень негативно сказаться на региональной ситуации, - продолжил он. - Это, как мне кажется, основная проблема для России, связанная с этим решением и фактическим концом ядерной договоренности".
Отношения США с Европой
Лукьянов особо выделил влияние решения Трампа на отношения США с европейскими странами. "Позиция Европы абсолютно безапелляционно проигнорирована Трампом, - отметил он. - То есть он просто отбросил все то, что ему говорили и [президент Франции Эмманюэль] Макрон, и [канцлер ФРГ Ангела] Меркель, и прочие европейцы, чем поставил Европу в достаточно сложное и весьма унизительное положение".
Лукьянов считает, что у европейских стран есть два варианта действий: смириться и согласиться с тем, что США диктуют свою волю, а европейцы следуют в фарватере союзников либо консолидироваться в противостоянии решению США. "Но это рискованно, потому что Трамп не любит нелояльность, и он многократно подчеркивал, что если мы союзники, то будьте любезны следовать общей линии, - указал эксперт. - Тогда мы можем пойти вам навстречу, а если нет, то Америка прежде всего. Так что для Европы это очень серьезный тест на политическую состоятельность".
Переговоры с КНДР
Среди других последствий заявления Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном Лукьянов отметил его влияние на предстоящий саммит США и КНДР. "С одной стороны, Трамп утверждает, что так он убедит [лидера КНДР] Ким Чен Ына, что американцев надо воспринимать всерьез, - сказал он. - Но с другой стороны, договоренности с США после такого поведения во многом теряют смысл, и я думаю, что Ким Чен Ын свои выводы сделает".
"Что касается общих вопросов режима нераспространения, то пока трудно сказать, но, конечно, это удар по дипломатии, - добавил Лукьянов. - Потому что с такими усилиями была согласована эта договоренность, и все прилагали эти усилия - и Россия, и европейцы, и американские, и иранские дипломаты. [А теперь] выясняется, что все это можно одним росчерком пера выбросить в мусорную корзину".
Выход США из СВПД
Во вторник Трамп объявил о выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе - сделки, которая накладывала ограничения на активность Тегерана в ядерной сфере в обмен на снятие санкций СБ ООН и односторонних ограничительных мер, введенных ранее США и ЕС. Как заявил глава американской администрации, Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) оставлял Ирану возможность для создания ядерной бомбы в обход ограничений. Трамп обещал не только вернуть старые, но и ввести новые санкции, если Тегеран решит воплотить свои "ядерные амбиции". В то же время он высказался в пользу заключения нового соглашения.
Лидеры Великобритании, Германии и Франции Тереза Мэй, Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон после заявлений Трампа призвали всех участников сделки продолжать ее всецело выполнять. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран не откажется от СВПД и продолжит соблюдать свои обязательства. В МИД РФ указали, что Москва разочарована шагом Вашингтона, и назвали решение Трампа ширмой для сведения политических счетов с Ираном.