МОСКВА, 15 мая. /ТАСС/. Москва не исключает выхода Ирана из сделки по ядерной программе. Об этом заявил во вторник заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, выступая на экспертной дискуссии по ситуации вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) на дискуссионной площадке клуба "Валдай".
"Думаю, что полностью сбрасывать со счетов сценарий выхода Ирана из соглашения, если не получится на устраивающей Иран основе договориться с остальными участниками, нельзя", - сказал он.
"Я хочу отметить, что вся ситуация вновь обрела очень высокую динамику, - добавил высокопоставленный дипломат. - Говорю это для того, чтобы обозначить возможность появления новых факторов, вводных, которые могут повлиять на настроения в самых разных столицах, наверное, в том числе и в Тегеране".
Замглавы МИД РФ отметил, что опасность усиления военной напряженности на Ближнем Востоке после решения США возрастает. "Мы не хотели бы, чтобы выход США из СВПД стал прелюдией к дальнейшему нарастанию военной напряженности на Ближнем Востоке, хотя опасность этого очевидна", - сказал он. "Эта опасность после решения США и того, что произошло затем, по нашей оценке, возрастает", - добавил Рябков.
По его словам, российский МИД считает, что США уже не пересмотрят свое решение по выходу из иранской ядерной сделки. "По оценке МИД, пересмотра данного решения со стороны США не будет, президент [Дональд] Трамп воплотит в жизнь то, о чем заявил 8 мая", - сказал он.
При этом Рябков отметил, что главные причины выхода США из СВПД связаны не с самой сделкой, а с отношением Вашингтона к действиям Тегерана на Ближнем Востоке. "По нашему убеждению, это произошло в значительной степени по причинам, не относящимся к СВПД, да и, честно говоря, американские представители этого и не скрывают", - сказал он.
"Главное - то, что определенные элементы иранской политики в регионе, а также его ракетная программа вызывают резкое отторжение США и их союзников", - добавил Рябков.
Дипломат выразил мнение, что Вашингтону следует вплотную заняться дипломатией, чтобы решить вопрос вокруг Ирана, а не применять санкционное давление. "Подчеркиваю, что для решения тех или иных проблем регионального характера с участием Ирана существует множество возможностей, - сказал он. - Если США заинтересованы в изменении поведения [Ирана], им бы следовало интенсифицировать дипломатический процесс".
Сохранение соглашения по иранской ядерной программе
Замглавы МИД заявил, что Москва считает возможным сохранение соглашения по иранской ядерной программе при достаточной политической воле участников, несмотря на выход из сделки США. "Нам нужно определиться с параметрами работы в СВПД [Совместный всеобъемлющий план действий] без США, - указал он. - Мы считаем, что это возможно не только теоретически и практически. Очень многое здесь зависит от воли политиков, прежде всего в европейских странах".
"Мы все видим, как трагичны последствия этого решения, - сказал он. - Мы сожалеем об этом решении и считаем, что предпринимать что-то подобное было неправильно". Замминистра подчеркнул, что Москва остается приверженной концепции двугосударственного решения палестино-израильской проблемы.
Рябков считает, что сохранение сделки по иранской ядерной программе во многом зависит от того, смогут ли европейцы защитить компании, сотрудничающие с Ираном, от американских санкций. По его словам, необходимо обеспечить "такую степень защищенности экономических операторов в Европе, которая позволила бы им продолжать сотрудничать с иранскими коллегами в условиях возобновления американских экстерриториальных санкций".
Вместе с тем, отметил Рябков, в условиях возобновления санкций обеспечить защиту бизнеса, сотрудничающего с Ираном, возможно. "Я думаю, что это вполне возможно", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Замглавы МИД подчеркнул, что Россия будет выполнять обязательства по СВПД в той степени и до тех пор, пока это делают другие участники сделки. В частности, это касается обязательств по реконструкции ядерного объекта в Фордо. "Мы заявляли и продолжаем заявлять, что готовы продолжать соблюдать положения СВПД в полном объеме, в той мере и до тех пор, пока этого придерживаются остальные участники договоренности", - сказал он.
"Я не готов характеризовать позицию иранских коллег в отношении происходящего, - продолжил он, отвечая на вопрос о степени выполнения СВПД Ираном. - За последнее время у них прозвучало много заявлений высших руководителей и других ответственных лиц. По-моему, они достаточно ясные и четкие. Мы ориентируемся на эти заявления, когда рассматриваем, в чем сейчас состоит подход Ирана к этому вопросу".
Россия, по словам Рябкова, не видит себя в роли посредника между США и Ираном в этом вопросе.
"Мы не видим себя в качестве посредника между Ираном и США, - сказал он. - Мы считаем себя одним из участников договоренности, мы собираемся ее выполнять и находимся в тесном контакте и диалоге со всеми другими участниками".
Дипломат также сообщил, что Россия и Китай настроены двигаться вперед в развитии многопланового сотрудничества с Ираном.
Предложения по переговорам
Авторы предложений по новым переговорам вокруг иранского атома должны четко обозначить, кто, по их мнению, должен в них участвовать, заявил Рябков.
"Что касается [возможности] новых переговоров, те, кто их предлагает, должны прежде всего обозначить, кто может быть вовлечен в эти переговоры, каковы будут параметры этих переговоров, порядок обсуждения различных вопросов, могут ли какие-то вопросы обсуждаться одновременно или последовательно", - указал он, добавив, что Россия "с интересом следит" за такими предложениями.