11 февраля 2019, 12:01,
обновлено 11 февраля 2019, 13:38

Постпред РФ: Москва не будет финансировать формирование атрибутивного механизма ОЗХО

Постпред России при ОЗХО, посол в Нидерландах Александр Шульгин. AP Photo/ Peter Dejong
Постпред России при ОЗХО, посол в Нидерландах Александр Шульгин
Александр Шульгин назвал решение о создании механизма нелегитимным, поскольку оно было принято меньше чем половиной государств - участников конвенции ОЗХО

МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Москва не планирует финансировать мероприятия по созданию атрибутивного механизма Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) и будет требовать возврата средств ее неизрасходованного бюджета, сообщил в понедельник постпред РФ при организации Александр Шульгин в интервью телеканалу "Россия-24".

"Мы считаем решение о создании атрибутивного механизма нелегитимным, оно было принято меньше чем половиной государств - участников конвенции ОЗХО. Это решение не соответствует положениям конвенции, именно поэтому мы не собираемся никак ассоциировать себя и не собираемся финансировать мероприятия по созданию атрибутивного механизма, - сказал он. - Прямо в ходе заседания конференции в ноябре прошлого года мы заявили о том, что будем требовать возврата нашей доли неизрасходованных средств из бюджета ОЗХО на 2016 год, который Техсекретариат планирует направить на создание атрибутивной команды".

Шульгин добавил, что делегация РФ не одинока в своем мнении. По его словам, также думают многие делегации из числа "союзников, единомышленников и сочувствующих групп". "У нас есть и другие темы, по которым мы будем работать, но, прежде всего, мы будем и дальше показывать что атрибуция - это вещь совершенно вредная и ей не место в ОЗХО", - заключил постпред РФ при организации.

Об идее создания механизма

На состоявшейся ранее в Гааге 23-й Конференции государств - участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия был принят новый бюджет на 2019 год, в котором предусмотрено выделение €2,4 млн на создание так называемого атрибутивного механизма, который предусматривает определение виновных в химических атаках. Российская сторона выступала категорически против превращения ОЗХО в "карающий орган", обращая внимание на то, что при наделении правом установления виновных в применении химоружия остро встанет вопрос вторжения организации в сферу исключительных прерогатив Совета Безопасности ООН. Кроме того, РФ напомнила, что атрибуция не предусмотрена Конвенцией о запрещении химоружия (КЗХО).

Само решение о создании атрибутивного механизма из-за особенностей голосования было принято в июне меньшинством (лишь 82 из 193 стран проголосовали за, однако этого оказалось достаточно, так как голоса воздержавшихся не учитывались). Россия, Китай, Индия, Казахстан, Иран и ряд других государств выступали против этой инициативы, поясняя, что такой механизм, во-первых, представляет собой дублирование функций Совета Безопасности ООН, а во-вторых, подрывает саму суть деятельности ОЗХО, которая всегда ориентировалась на экспертную, сугубо техническую деятельность.

О списке КЗХО

По словам Шульгина, Москва будет настаивать на дополнении списка токсичных химикатов ОЗХО веществами, которые разрабатывали США и их союзники по НАТО.

"Сейчас актуальная тема - внесение изменений в списки химикатов, числящихся в приложении к Конвенции о запрещении химического оружия [КЗХО], - сказал Шульгин. - Американцы в первую очередь хотят поставить под контроль то вещество, которое, по заявлению англичан, было использовано в Солсбери и Эймсбери. Это явно политизированная повестка дня, зауженная".

"Мы же предлагаем подумать о включении в контрольные списки большой группы химикатов, и в первую очередь из числа тех, которые активно разрабатывались, испытывались самими же американцами, а также их союзниками по НАТО. Много таких средств есть, мы будем настаивать на этом", - подчеркнул он.

14 января Исполнительный совет ОЗХО рекомендовал одобрить предложение США, Канады и Нидерландов по включению ряда химикатов, в том числе использованного при отравлении экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии вещества, в приложение к КЗХО. Россия не стала ассоциировать себя с решением совета. У государств - участников конвенции есть 90 дней, чтобы рассмотреть эту рекомендацию.

В новость были внесены изменения (13:38 мск) — добавлены цитаты Шульгина