Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Российскому четырехмоторному самолету "Илья Муромец" исполнилось сто лет

23 декабря 2013, 0:33 UTC+3 МОСКВА

Он проектировался одновременно как бомбардировщик и как пассажирский самолет

Поделиться
Материал из 1 страницы
© Репродукция Фотохроники ТАСС

МОСКВА, 23 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Ровно век назад совершил под Санкт-Петербургом первый полет знаменитый российский самолет "Илья Муромец". Он стал прототипом многих четырехмоторных лайнеров ХХ столетия в разных странах и принес славу своему конструктору и летчику Игорю Сикорскому.

Как рассказал ИТАР-ТАСС ведущий специалист научного сектора Российского военно-исторического общества (РВИО) Константин Пахалюк, первый полет был тренировочным, а через два дня, 12 декабря, на самолете подняли груз в 1,1 тонны, что для того времени стало грандиозным рекордом. За этим последовали еще, по меньшей мере, два рекорда: 12 февраля 1914 года на "Илье Муромце" поднялись в воздух 16 человек и собака, а 17 июня был совершен перелет Санкт-Петербург - Киев, увенчавшийся настоящим триумфом. Главному конструктору Игорю Сикорскому было всего 24 года, и свой самолет он в большинстве полетов пилотировал сам.

"Илья Муромец" считается первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. Правда, у него был предшественник - "Русский витязь", созданный Сикорским в начале того же 1913 года.

"Уже тогда его успех был замечен Николаем II, - отметил Пахалюк, - а Государственная Дума премировала конструктора очень большой суммой в 75 тыс. царских рублей. Но вскоре случилась авария: во время конкурса военных аэропланов над "Русским Витязем" пролетал другой самолет, и как назло, внезапно отвалившийся двигатель упал с него прямо на крыло "Витязя". Сикорский при этом не пострадал и занялся новым проектом".

Огромный по тем временам самолет имел размах крыла 31 метр, длину 19 метров и был оборудован четырьмя двигателями. Сначала это были немецкие "Аргусы", по 140 лошадиных сил каждый. "Муромец" представлял собой деревянный биплан с моторами на нижнем крыле. Для того времени машина была на передовом уровне научной мысли. Сначала поставили и "третье крыло", но испытания не подтвердили его пользы. "Илья Муромец" проектировался одновременно как бомбардировщик и как пассажирский самолет, и если бы история развиваласьиначе, тогда же и было бы положено начало регулярной пассажирской авиации в России. Но началась Первая мировая война.

"Сразу после полета Петербург-Киев было принято решение поставлять эти самолеты в войска, - рассказал Константин Пахалюк. - Первое время они действовали разрозненно, потом решили их объединить в эскадру воздушных кораблей под командованием Михаила Шидловского, крупного промышленника, которого произвели сразу в генерал-майоры. В феврале 1915 года "Илья Муромец Киевский" под командой штабс-капитана Горшкова впервые произвел бомбардировку Восточной Пруссии.

"Муромец" использовался как бомбардировщик и разведчик, на нем была установлена фотоаппаратура для аэрофотосъемки и пулеметы, чтобы отбиваться от противника. Общее число выпущенных самолетов историки оценивают в 60 штук, однако в боевых действиях приняло участие около 40 бомбардировщиков. Вместо немецких моторов, поставили английские "Санбим" и французские "Рено", а также пытались производить свои.

После революции в России, Игорь Сикорский продолжил свою деятельность в эмиграции, в частности в США, где прославился и вертолетами. Четырехмоторные самолеты оказались не самыми распространенными, в том числе, по причине появления более мощных двигателей. Но с четырьмя двигателями успешно производились американские "летающие крепости", советские дальние бомбардировщики, а во второй половине ХХ века - многие пассажирские турбовинтовые лайнеры.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама