МОСКВА, 26 февраля. /ТАСС/. Техническая комиссия установила предварительные причины аварии французского Falcon в аэропорту Внуково, в которой погиб президент компании Total Кристоф де Маржери. К катастрофе привела серия ошибок различных служб, пишет газета "Коммерсантъ", которой удалось ознакомиться с отчетом летной подкомиссии по расследованию ЧП.
В ночь на 21 октября во Внукове-3 четырехместный самолет Falcon, следовавший рейсом Москва - Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу. В результате крушения погибли три члена экипажа и пассажир Кристоф де Маржери.
В рамках уголовного дела об авиакатастрофе были арестованы инженер аэродромной службы Внукова Владимир Леденев, водитель машины, столкнувшейся с самолетом, Владимир Мартыненко и диспетчер Александр Круглов. Еще двое обвиняемых - руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и диспетчер-стажер аэропорта Светлана Кривсун - были отправлены под домашний арест.
Потерял ориентацию
Отчет экспертов подтверждает обнародованные ранее выводы следствия о том, что водитель снегоуборочной машины Мартыненко был пьян. Нетрезв был и начальник смены аэродромной службы Леденев, который должен был следить за снегоуборщиком, отмечает "Коммерсантъ".
Согласно инструкциям, перед выездом они должны были пройти медосмотр. Врачу надлежало проверить частоту пульса и артериальное давление, однако эту процедуру в аэропорту отменили в связи с тем, что проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. В итоге врач ограничилась визуальным осмотром, сказано в отчете.
В районе ЧП также находилась "Газель" электриков - их вызвали из-за поломки аэродромного фонаря. Именно вслед за этой машиной неожиданно направилась снегоуборочная машина Мартыненко. Как установили эксперты, нетрезвый водитель "потерял ориентацию в пространстве": скорее всего, он принял задние огни "Газели" за габариты снегоуборщика, за которым должен был следовать согласно плану работ.
Выехав на место пересечения взлетно-посадочных полос и заподозрив свою ошибку, водитель растерялся. Вместо того чтобы связаться со своим руководителем, он стал совершать "действия, противоречащие всякой логике": остановился, сдал назад, сделал попытку развернуться, отмечают эксперты.
В свою очередь, начальник смены Леденев, согласно отчету, все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру.
Диспетчер-стажер
Экипаж Falcon, когда заметил пересекающую полосу машину, уже не мог прекратить движение: самолет прошел так называемую точку невозврата, скорость была слишком высокой.
Диспетчер Кривсун, к которой у членов комиссии вопросы возникли в первую очередь, объяснила, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля.
Согласно отчету, препятствие в виде снегоуборщика на крестовине появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.
С августа 2014 года 24-летняя Светлана Кривсун, по сути, успела пройти лишь курс теоретической подготовки. После этого руководитель полетов Дунаев, как установили эксперты, пять раз давал ей практические задания по отработке действий на тренажере. Однако все эти задания, полагают участники расследования, были идентичными, что свидетельствует о формальном подходе к ее обучению.
В кресле диспетчера на вышке Кривсун провела чуть более 17 часов. А 20 октября, когда произошла катастрофа, она тренировалась в ночных условиях второй раз.
Как отмечает газета, пока речь идет лишь о предварительных итогах расследования, которые, скорее всего, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов, в свою очередь, будут ориентироваться сотрудники СК РФ при предъявлении окончательных обвинений по делу.