Ночью 20 октября 2014 года в аэропорту Внуково-3 произошла авиакатастрофа, в которой погиб глава нефтяной корпорации Total Кристоф де Маржери. В рамках расследования уголовного дела арестованы водитель снегоуборочной машины, столкнувшейся с самолетом, и четыре сотрудника аэропорта. Между тем следствие считает, что причиной трагедии стало "преступное попустительство" должностных лиц авиаузла.
20 октября 2014 года сообщалось, что московские аэропорты из-за тумана работают в режиме "по фактической погоде". Это означает, что командиры экипажей сами принимали решение о возможности посадки в аэропорту назначения или об уходе на запасной аэродром.
К вечеру понедельника 12 самолетов, направлявшихся в аэропорт Внуково, совершили посадку в Домодедове. Еще шесть внуковских самолетов принял аэропорт Шереметьево. Во Внукове заметили, что 80% рейсов, ушедших на запасные аэродромы, - самолеты бизнес-авиации.
В ночь на вторник глава крупной французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери возвращался с заседания консультационного совета по иностранным инвестициям.
Борт топ-менеджера взлетал с первой взлетно-посадочной полосы. Видимость, по данным аэропорта, в тот момент составляла 350 м. В 23.57 мск самолет Falcon с Кристофом де Маржери задел автомобиль спецтехники, загорелся и рухнул.
Самолет сгорел полностью, спасти людей не удалось, хотя по тревоге были подняты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта Внуково. В катастрофе погибли четыре человека - топ-менеджер Total и три члена экипажа, водитель снегоуборочной машины не пострадал.
После крушения аэропорт закрылся на полтора часа.
{additional:4517:'Капитан промышленности и друг России Кристоф де Маржери':'left':'100':'1'}
Выяснением причин катастрофы занялась специальная комиссия Росавиации. По факту ЧП возбудили уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц. Дело передали в центральный аппарат Следственного комитета.
Следователи и представители МАК осмотрели район ЧП. Они изъяли "черные ящики" самолета, технические документы, пробы топлива из заправщика и записи переговоров во Внукове.
Основными версиями крушения следствие назвало ошибку диспетчеров и действия водителя снегоуборщика. Рассматривались также версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования.
В конце октября Следственный комитет призвал не делать поспешных выводов о причинах крушения Falcon. По словам представителя ведомства Владимира Маркина, "появляющиеся в СМИ различные версии и скоропалительные выводы на эту тему не имеют под собой никаких оснований, а лишь создают нездоровый ажиотаж вокруг этих и без того трагических событий".
Водителя снегоуборщика Владимира Мартыненко допросили. Медицинское освидетельствование показало наличие 0,6 промилле алкоголя в его крови. На следующий день после катастрофы во Внукове его задержали и 23 октября 2014 года арестовали на два месяца. Мартыненко отрицал свою вину, ссылаясь на отсутствие указаний диспетчера аэропорта.
Однако в марте 2015 года, по данным "Известий", Мартыненко направил в прокуратуру ходатайство о заключении сделки со следствием. Он готов частично признать свою вину, за что хочет получить более мягкое наказание
Кроме него по делу задержали еще четверых - ведущего инженера аэродромной службы аэропорта Владимира Леденева, руководителя полетов Романа Дунаева, диспетчера-стажера Светлану Кривсун и диспетчера Александра Круглова. В день катастрофы Леденев руководил снегоуборочными работами, а Дунаев, Кривсун и Круглов - воздушным движением. 24 октября 2014 года суд арестовал Круглова и Леденева, Кривсун и Дунаев отправлены под домашний арест.
К 1 ноября прошлого года Следственный комитет предъявил официальные обвинения всем пяти фигурантам дела. Инкриминируемая им статья грозит наказанием до семи лет тюрьмы. 18 марта 2015 года следствие по делу о крушении Falcon было завершено.
Следствие считает, что основной причиной трагической гибели президента концерна Total в аэропорту стала не трагическая случайность, а недостатки в работе служб аэропорта Внуково.
"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподнести представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта", - отметил в октябре прошлого года Маркин. По словам представителя СК, очевидно, "что за халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия".
Ранее замминистра транспорта Валерий Окулов назвал "раздолбайством" обстоятельства катастрофы, отказавшись комментировать ее причины. "Я только что оттуда, - сказал он журналистам. - Такое раздолбайство, что слов нет".
Аэропорт Внуково собирались проверить Ространснадзор и транспортная прокуратура.
{additional:4515:'Контроль над персоналом аэропортов могут ужесточить':'left':'100':'1'}
Заслуженный пилот Олег Смирнов о возможном ужесточении контроля над персоналом аэропортов
Комиссия МАК расшифровала бортовые самописцы разбившегося борта. Комитет сообщил, что при выдаче разрешения на взлет Falcon полоса была свободна. Самолет вел диспетчер-стажер под руководством диспетчера-инструктора.
По данным ведомства, после подтверждения разрешения экипажу самолета на взлет никаких переговоров с диспетчерами не зафиксировано. Все системы самолета были исправны и работали вплоть до столкновения.
Экипаж Falcon увидел снегоуборщика на полосе непосредственно перед взлетом. Столкновение снегоуборочной машины и самолета произошло на пересечении полос - так называемой крестовине. Falcon уже был в воздухе, его скорость составляла почти 250 км/ч.
В феврале 2015 года техническая комиссия установила предварительные причины аварии Falcon. К катастрофе привела серия ошибок различных служб, написала газета "Коммерсантъ", которой удалось ознакомиться с отчетом летной подкомиссии по расследованию ЧП.
Отчет экспертов подтверждал обнародованные ранее выводы следствия о том, что водитель снегоуборщика Мартыненко был пьян. Нетрезв был и начальник смены аэродромной службы Леденев, который должен был следить за снегоуборщиком, отмечает "Коммерсантъ".
Как установили эксперты, нетрезвый водитель "потерял ориентацию в пространстве": скорее всего, он принял задние огни "Газели" электриков за габариты снегоуборщика, за которым должен был следовать согласно плану работ. Выехав на место пересечения взлетно-посадочных полос и заподозрив свою ошибку, водитель растерялся. Вместо того чтобы связаться со своим руководителем, он стал совершать "действия, противоречащие всякой логике": остановился, сдал назад, сделал попытку развернуться, отмечают эксперты.
В свою очередь, начальник смены Леденев, согласно отчету, все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру.
Экипаж Falcon, когда заметил пересекающую полосу машину, уже не мог прекратить движение: самолет прошел так называемую точку невозврата, скорость была слишком высокой.
Согласно отчету, видеть маневры снегоуборочной машины диспетчер-стажер Кривсун действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.
С августа 2014 года 24-летняя Светлана Кривсун, по сути, успела пройти лишь курс теоретической подготовки. После этого руководитель полетов Дунаев, как установили эксперты, пять раз давал ей практические задания по отработке действий на тренажере. Однако все эти задания, полагают участники расследования, были идентичными, что свидетельствует о формальном подходе к ее обучению. В кресле диспетчера на вышке Кривсун провела чуть более 17 часов. А 20 октября, когда произошла катастрофа, она тренировалась в ночных условиях второй раз.
Как отмечала газета, речь шла о предварительных итогах расследования, которые, скорее всего, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов, в свою очередь, будут ориентироваться сотрудники СК РФ при предъявлении окончательных обвинений по делу.
23 октября 2014 года стало известно, что гендиректор ОАО "Международный аэропорт Внуково" Андрей Дьяков и заместитель главы ОАО "Аэропорт Внуково" Сергей Солнцев подали в отставку в связи с катастрофой Falcon. От выполнения служебных обязанностей отстранили сменного директора аэропорта, начальника подразделения эксплуатации аэродрома, ведущего инженера - руководителя смены.
Французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) направило в Москву трех своих экспертов для расследования обстоятельств катастрофы. Позже в Россию вылетели три работника управления французской жандармерии по расследованию происшествий на транспорте (GTA).
В МАК ранее пояснили, что, в соответствии со стандартами, ICAO BEA Франции - государства разработчика, изготовителя, регистратора и эксплуатанта потерпевшего крушение самолета - назначило уполномоченного представителя и советников.
По данным агентства AFP, в связи с трагической гибелью главы Total Кристофа де Маржери прокуратура Парижа возбудила уголовное дело по статье "Непредумышленное убийство".
21 октября 2014 года представитель французского бюро заявил, что все данные по авиакатастрофе Falcon будут сообщаться только российской стороной. В феврале 2015 года Россия передала Франции копии очередных материалов уголовного дела об авиакатастрофе.
Международное законодательство в области расследования авиационных происшествий. Досье