ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ
КОНКУРС


Всероссийский инженерный конкурс для студентов и аспирантов (ВИК) способствует развитию технического образования и росту популярности профессии инженера в нашей стране. Этот конкурс становится главной «кузницей» новой инженерной элиты России.

Проект создан при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ

Отраслевой конкурс Росатом

Молодые инженеры выдержали "ТеМП"

Подведены итоги турнира молодых профессионалов атомной отрасли
© Юрий Смитюк/ТАСС

Отраслевой турнир молодых профессионалов "ТеМП" проводится госкорпорацией "Росатом". Для предприятий атомной отрасли это состязание является уже традиционным инструментом отбора выпускников с высоким потенциалом для дальнейшего трудоустройства. В этом году в "ТеМПе", который был проведен в рамках Всероссийского инженерного конкурса, приняли участие более 3,5 тыс. человек из 160 вузов России. Для проведения турнира используется краудсорсинговая платформа, что позволяет собрать большое количество участников и обеспечивает максимальное число решений для реальных производственных кейсов, выдвинутых в качестве конкурсных заданий. В финальную (очную) часть конкурса выходят только команды, представившие лучшие разработки на онлайн-этапе отбора. В 2016 году использование онлайн-платформы позволило привлечь около 70 команд, которые предложили более 200 решений для 36 конкурсных заданий.

 "Хочется отметить работу экспертов предприятий, - заявила директор по персоналу ГК "Росатом" Татьяна Терентьева. -  Они не просто делились знаниями и рассказывали о производственных процессах, они по-настоящему увлекли ребят. А для молодых специалистов очень важно, чтобы перед ними стояли интересные задачи и были рядом люди, готовые в любой момент дать хороший совет. Использование инновационных методов позволило не только отобрать на конкурс высокопотенциальных и заинтересованных студентов, но и подтвердить статус "ТеМПа" как лучшей практики работы с молодежью". По словам Татьяны Терентьевой, личное участие первого лица и топ-менеджеров госкорпорации в оценке проектных решений реальных производственных задач предприятий позволило серьезно расширить аудиторию и усилить конкуренцию среди студентов. Средний балл принимаемых на работу выпускников вырос до 4,23, а доля краснодипломников за последние три года увеличилась более чем в два раза - с 13 до 27%.

Первое место на "ТеМП-2016" занял проект молодых инженеров Анны Карпеш и Натальи Скобелевой, выпускниц Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, сделанный на базе нижегородского предприятия АО НИАЭП: "Разработка опреснительной установки производительностью 40 м3/ч с потреблением электроэнергии не более 400 кВт-ч (напряжение 10 кВ)".

"Уровень проектных работ впечатляет, и задания реальные, из жизни "Росатома", - прокомментировал генеральный директор АО "Концерн Роэнергоатом" Андрей Петров.- Многие решения можно использовать на производстве. Я бы наградил всех финалистов, но, к сожалению, это невозможно. Концерн - привлекательное место работы. Конкурс дает возможность выбрать лучших из многих желающих". 

По результатам турнира предложение о трудоустройстве на предприятия "Росатома" получили 70 талантливых выпускников. Победители турнира включены в программу развития лидерского потенциала для молодых специалистов, которая стартовала в 2016 году. Программа предполагает комплексный подход к работе с Hi-Po, от тренингов по развитию ключевых навыков и компетенций в академии "Росатома", необходимых для работы на предприятиях отрасли, до работы каждого из участников программы с персональным ментором из числа руководителей предприятий.

Поделиться:

Отраслевой конкурс Росэлектроника

Прорыв с последующим трудоустройством

Награждены победители конкурса молодых инженеров-электроников "IT-прорыв"
© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Всероссийский конкурс проектов в сфере высоких технологий "IT-прорыв" проводится с 2009 года. Он организован АО "Росэлектроника" при участии ООО "РТ-Информ" (оба входят в госкорпорацию "Ростех") и Группой компаний Softline. Согласно условиям "IT-прорыва", к участию в нем допускаются старшие школьники или студенты до 24 лет включительно, индивидуально или творческими командами. С этого года стал частью Всероссийского инженерного конкурса. 

На "IT-прорыв" было подано около 5 тыс. работ представителей 52 вузов России. Тематика - ИТ-технологии в самых разных сферах: радиоэлектроника и робототехника, безопасность, медицина, энергетика и образование. Все эти номинации конкурса связаны со стратегическими направлениями развития холдинга "Росэлектроника" и госкорпорации "Ростех".

Жюри конкурса, которое традиционно формируется из отраслевых экспертов, в том числе сотрудников предприятий "Ростеха" и профильных научных центров, отобрало 20 работ-победителей.

Победитель в номинации "IT в энергетике" Лев Урбанский из НИУ МИЭТ представил проект "IoTech" - вариацию системы "умный дом". Проект Сергея Зимненко из питерского университета ИТМО тоже был посвящен высокотехнологичному жилью - разработка выиграла в номинации "IT в безопасности". Его коллега из ИТМО Мария Карпова победила в "IT в образовании", предложив свой вариант электронных образовательных курсов "Твой курс".

Александр Пермяков из Пензенского государственного технологического университета стал лучшим в номинации "IT в медицине" с проектом "Информационные технологии для разработки программного имитатора электрофизиологических сигналов".

Наиболее интересным проектом "IT в радиоэлектронике" была признана работа Павла Макеева из Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева. Он разработал систему автоматизированного проектирования печатных плат электронных средств с использованием бионических алгоритмов.

В специальной номинации "Телеком идея - лучшее мобильное приложение" победила Ольга Козырева из ИТМО с разработкой "Мобильный диспетчер ДПС".

Гран-при "IT-прорыва" в этом году достался Евгению Еромолаеву из Марийского государственного университета (МарГУ) за работу "Разработка технологии сборки многослойных коммутационных плат повышенной степени интеграции".

"При подготовке проекта к конкурсу ты развиваешь аналитическое мышление, учишься выступать перед огромной аудиторией, правильно строить мысли и речь. Кроме того, эта работа требует собранности, четкой организации своего времени, если нацелен на победу. В жизни может многое пригодиться, и, я считаю, участие в конкурсе "IT-прорыв" - это уникальный жизненный опыт", - сказал Еромолаев.

По словам организаторов конкурса, победившие в разных номинациях участники ежегодно получают предложения о трудоустройстве непосредственно в ходе презентации своих проектов. "Наша основная цель - вовлечение молодежи в научно-техническую сферу, чтобы, выбирая профессию, они видели перспективу саморазвития и успешной карьеры на российских предприятиях высокотехнологичной сферы. Поэтому в рамках национального конкурса мы проводим региональные турниры, когда студенты вузов обмениваются идеями, тренируются в презентации своих идей, учатся творчески взаимодействовать", - пояснил председатель оргкомитета конкурса, заместитель генерального директора АО "Росэлектроника" Арсений Брыкин.

Поделиться:

Конкурс индивидуальных проектов

Квалификационная площадка для молодых инженеров

Подведены итоги Конкурса индивидуальных проектов - основного состязания в рамках Всероссийского инженерного конкурса
© ВИК

Награждение победителей состоялось 18 ноября в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого (СПбПУ). Конкурс индивидуальных проектов (КИП) - главная составляющая большого Всероссийского инженерного конкурса (ВИК).

По словам исполнительного директора ВИК Александра Гордеева, основная цель проведения Конкурса индивидуальных проектов по инженерным направлениям подготовки заключалась в том, чтобы любая перспективная курсовая или дипломная работа не ушла на полку или в корзину, а получила шанс быть замеченной и востребованной индустрией. Именно поэтому участие в конкурсе может принять студент любого, даже не инженерного вуза, если его работа касается решения актуальной научно-технической задачи. Впервые конкурс был проведен три года назад - за это время число и участников, и направивших их вузов выросло многократно: в этом году заявки пришли от студентов почти 130 учебных заведений. Если три года назад организаторам приходилось отправлять в вузы запросы с предложением выставить кого-то на конкурс, то в этот раз кафедры сами следили за объявлением даты сбора заявок. Заметно вырос интерес и у потенциальных работодателей из реального сектора экономики: в экспертных советах, жюри приняли участие около 60 сотрудников четырех десятков компаний, и это не считая представителей десяти госкорпораций.

В этом году на КИП было прислано около 1100 заявок-проектов. Учитывая, что задачи касаются самых разных отраслей, работы разделили по 21 тематическому направлению: машиностроение, архитектура, ядерная энергетика, оружие и системы вооружений, информационная безопасность, промышленная экология, биотехнологии и др.  После заочного отборочного тура в финал вышли 180 человек, из которых выделили топ-60, а победителями назвали 21 студента - лучших в своих направлениях.

Итоговый балл участника сложился из оценки непосредственного присланного проекта и по результатам работы в проектной группе на очном этапе конкурса, когда участникам предлагалось найти идею решения какой-то реальной задачи промышленности.

"Мы надеемся создать всероссийскую площадку представления и в какой-то степени рейтингования квалификационных студенческих работ по инженерным направлениям подготовки, по сути решаем задачу продвижения авторов этих работ в профессиональной среде, - рассказал Александр Гордеев. - Безусловно, на всех защитах квалификационных работ присутствуют представители реального сектора, но такая площадка существенно расширит информационное пространство".

По словам одного из победителей, студента Национального  исследовательского университета МИЭТ Германа Антошкина, участие в конкурсе заметно расширяет кругозор, знакомит с работами студентов со всей страны, а также дает информацию о трендах в науке и промышленности.  Работа Антошкина "Разработка защищенного лазерного сканера для беспилотных воздушных и наземных систем" - это программная защита системы от несанкционированного доступа. Во время конкурса Антошкин установил контакты с представителями предприятий, занимающихся подобной тематикой.

Работа другой победительницы, выпускницы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Маргариты Карасевой, "Извлечение легкопроникающих примесей из природного газа" описывает мембранный метод отделения метана от гелия и прочих газов, выходящих вместе с ним из скважины. По словам Карасевой, эту задачу перед ее кафедрой ставил "Газпром". И сейчас, когда решение получило высокую оценку жюри конкурса, она планирует продолжать изыскания.

Поделиться:

Отраслевой конкурс РусГидро

Задачи по энергетике настоящего и будущего

Награждены победители ежегодного конкурса студенческих проектов "Энергия развития"
© РусГидро

Организатор конкурса ПАО "РусГидро" проводит его уже в седьмой раз. Этот конкурс - своеобразная отраслевая фабрика звезд, где находят поддержку будущие инженеры в широком спектре специальностей, востребованных в энергетике.

Победители конкурса - наиболее способные и активные юноши и девушки, реализуют творческий потенциал и получают признание своих проектов, по-взрослому входят в профессиональное сообщество и отправляются на стажировку на передовые энергетические предприятия. За годы существования конкурс смог взять на себя роль настоящего социального лифта для молодых инженеров. 

"Когда семь лет назад мы начинали этот конкурс, в нем участвовали студенты и аспиранты только восьми высших учебных заведений. Но в этом году в нем участвовал уже 31 вуз со всей страны. За все семь лет через конкурс прошли более 680 человек из целой сотни вузов, - говорит директор Корпоративного университета гидроэнергетики, филиала ПАО "РусГидро", Елена Аксенова. - Для профессионального развития очень важно встречаться с коллегами из других организаций, занимающихся общим с тобой делом, особенно когда в этом общении присутствует еще и элемент соревновательности".

Первоначально конкурс проводился заочно: участники присылали свои проекты, а жюри выбирало наиболее интересные и хорошо проработанные. Однако подобная система мало отличалась от академических занятий: оценить навыки конкурсантов и их способность решать практические задачи было невозможно. Поэтому уже на третий год был введен второй, очный тур: теперь из присланных работ выбирают 15-18 лучших, а их авторов приглашают в Москву. Здесь финалистам предлагается объединиться в рабочие группы и попытаться решить реальные задачи, стоящие перед предприятиями "РусГидро". По результатам этой работы участники готовят презентации для жюри. Однако общая оценка складывается не только исходя из качества финального доклада: оцениваются проявленные участниками навыки командной работы, лидерские качества конкурсантов, умение переключаться на новые вызовы в разумном балансе с упорством в защите своих идей.

Вообще же присланные в этот раз на конкурс работы охватили широкий спектр проблем, от решения локальных вопросов гидроэлектростанций до оптимизации технологий альтернативной энергетики: соответствующие разработки тоже входят в сферу интересов "РусГидро". А в экспертный совет конкурса вошли представители блоков производственной деятельности, стратегии и инноваций, а также филиалов ПАО "РусГидро", в том числе представители научного сообщества гидроэнергетиков.

Победителями в этом году стали студент Волжского филиала НИУ МЭИ Александр Мазин, студенты Уфимского государственного авиационного технического университета Владимир Бекузин и Валентина Айгузина и аспирант НИУ МЭИ Бехрузи Шохзода. Работа последнего как раз из сферы энергетики будущего: "Энергоснабжение автономного потребителя на основе солнечной энергии". Ноу-хау звучит довольно захватывающе даже для неспециалиста: Бехрузи Шохзода предлагает экономить, снизив долю дорогостоящих солнечных элементов в приемнике лучей, за счет использования плоских голографических концентраторов солнечного света.

"Во время конкурсных мероприятий я приобрел связи среди коллег, узнал об актуальных направлениях в энергетике и стратегиях развития науки", - поделился своими впечатлениями Шохзода.

Другая победительница, Валентина Айгузина, в работе "Система возбуждения для ветрогенераторов" предложила использовать для разгона генератора постоянные магниты. По ее словам, главное, что дало ей участие в конкурсе - это навык работы в проектной команде, а также защиты своего проекта.

Призом для победителей в этом году были стажировки на предприятиях "РусГидро": Воткинской ГЭС и Загорской ГАЭС. 

"Мы с нашим куратором осмотрели гидроагрегаты, прошли по плотинам. Побывали на участке диагностики гидротехнических сооружений, в подразделениях СТСУ, ознакомились с работой системы возбуждения гидроагрегатов. Своими глазами увидели, как организован процесс замены гидросилового оборудования, как идет демонтаж первого из гидроагрегатов станции. Для нас стажировка, несомненно, интересный опыт", - поделился своими впечатлениями Владимир Бекузин.

Кроме того, победители были включены в состав команды "РусГидро", участвовавшей летом 2016 года в работе Молодежного инновационного форума "Форсаж".

Победители конкурса "Энергия развития" приняли участие в финальном этапе Всероссийского инженерного конкурса 2016 года в Санкт-Петербурге 16-18 ноября 2016 года, где также были отмечены наградами.

Поделиться:

Финал ВИК.Нано

Разработки с экономическим обоснованием

В нанотехнологическом центре "Технопарк" подмосковного Троицка 14 ноября были определены победители конкурса "ВИК.Нано-2016"

В этом году конкурс в отличие от прошлогоднего проходил без полуфинала - жюри предстояло выбрать победителей из 18 финалистов. Заключительный этап проходил в следующем формате: участники защищали свои проекты в форме доклада со слайдовой презентацией перед экспертами-оппонентами. Тематика представленных работ была самая разная: от новых технологий производства композитных материалов до изготовления солнечных батарей (пленок) путем печати их на принтере. Были и проект повышения энергоэффективности теплового оборудования, и разработка прибора очистки крови в форме часов для людей, страдающих почечной недостаточностью.

Неделю назад студенты-аспиранты из разных регионов были собраны в Москве на предварительный этап, своеобразную "фабрику звезд", только с техническим уклоном. По словам модератора мероприятия и одновременно руководителя проекта конкурса в Фонде инфраструктурных  и образовательных программ (ФИОП)  Ольги Шитиковой, эта обучающая часть была необходима, дабы помочь финалистам грамотно составить презентации своих работ. "То, как они изначально собирались представлять проекты, не соответствовало современной практике, - комментирует Ольга Шитикова. - Они совершенно не думали об экономической составляющей, рынках, бизнес-плане. Все слайды с оценкой необходимых инвестиций, сроков окупаемости, перечислением потенциальных потребителей и заявленных инноваций подготовлены уже здесь вместе с нашими менторами". Для многих необходимость маркетинговой составляющей в научно-технической работе явилась откровением. Чтобы наглядно объяснить молодым инженерам, насколько важен экономический аспект разработок, накануне финала эксперты ФИОП провели с ними тренинг-игру "Построй стартап. Продай стартап". Судя по всему, игра не прошла даром: во время защиты конкурсанты весьма уверенно парировали каверзные вопросы оппонентов о перспективах спроса и обратной связи с предприятиями - потенциальными покупателями технологий.

Еще до объявления тройки победителей всем финалистам вручили дипломы. "Интересны не проекты вообще, а инновационный бизнес, - заявил в поздравительной речи член жюри, генеральный директор наноцентра "СИГМА-Томск" Олег Лысак. - Приятно, что вы готовы слышать критику и работать. Рад, если в вашем лице мы нашли партнеров, которые еще не закостенели в трудах на ниве науки. Кто-то из вас со временем станет главным инженером, кто-то владельцем своего бизнеса. А уже сейчас я как руководитель инновационной компании был бы рад видеть вас в числе наших сотрудников".

Пока жюри  удалилось на совещание, финалисты провели свое голосование: сами выбрали тройку лучших. В итоге, когда огласили результаты, двое победителей в тройке совпали и по версии жюри, и по версии самих участников. Места жюри решило не присваивать: просто определены трое лучших. Победителями стали: Татьяна Фалалеева из Казанского национального исследовательского технологического университета с проектом инновационного способа очистки маслосодержащих систем полимер-неорганическими наноразмерными гибридами; Александр Бузимов из Томского государственного университета с разработкой композитного сита (керамика-цеолит); Михаил Омельянович из петербургского Университета ИТМО, решивший предложенную на конкурс задачу по применению технологии лазерного напыления для производства солнечных батарей на основе перовскитов.

По словам Татьяны Фалалеевой, после возвращения в Казань она планирует продолжить работу по заявленной теме - отработанную в лабораторных условиях технологию необходимо опробовать в промышленных масштабах. Как рассказал Александр Бузимов, участие в конкурсе помогло ему по-новому взглянуть на свой проект - добавить к нему маркетинговую составляющую. "Инвесторы уже заинтересовались моей разработкой. Вернусь, буду доводить ее", - заявил Бузимов.

Впрочем, по словам организаторов конкурса, оценивались не столько проекты, сколько сами их авторы - как перспективные инженеры и руководители инновационных проектов. "Основная цель конкурса - создать среду для общения молодых инженеров, оценить потенциал нового поколения, ну и подобрать кадры для наноцентров ФИОП", - рассказала Ольга Шитикова.

По словам старшего инвестиционного директора департамента наноцентров ФИОП Андрея Лотова, конкурс - отличный формат, позволяющий собрать в одном месте студентов с амбициозными планами на будущее. "Они могут пообщаться с экспертами, которые рассматривают проекты с точки зрения реальных запросов бизнеса.  Здесь у участников есть возможность убедиться, что мантра "мой проект лучший, потому что дешевый"  сама по себе не работает, а лучшее - это то, от чего счастлив акционер". 

Поделиться:

Отраслевой конкурс ФИОП ВИК.Нано

Разработки студенчества - наноиндустрии

20 октября завершился прием заявок на участие во Всероссийском инженерном конкурсе для студентов и аспирантов в области нанотехнологий "ВИК. Нано-2016"
© http://www.rusnano.com/

Ликвидировать разрыв

Впервые конкурс был проведен в 2015 году, когда Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП, входит в Группу "Роснано") присоединился к Всероссийскому инженерному конкурсу для студентов и аспирантов (ВИК), реализуемому  Министерством образования и науки РФ по поручению президента России.

Глобальная цель ВИК: развитие инженерного кадрового потенциала российской экономики через повышение общего уровня инженерной подготовки, а также популяризацию инженерных профессий и инженерного образования. Участники конкурса: студенты и аспиранты, обучающиеся по инженерным и естественнонаучным специальностям.

Инженерные задачи, которые предложили им решить в рамках конкурса в этом году, относятся к таким областям, как: тонкопленочные покрытия, композитные материалы, гибкая электроника, биотехнологии, фотовольтаика, аддитивные технологии и 3D-печать. Дополнительно партнеры конкурса - компании "Препрег-СКМ" и "РУСХИМБИО" - предложили участникам свои задачи по темам: композиты для жизни и системы пищевой безопасности.

Одна из основных предпосылок организации "ВИК. Нано" - существующий ныне разрыв между результатами научно-технологических разработок в вузах и потребностями высокотехнологичных производств. И главная задача конкурса этот разрыв ликвидировать, то есть способствовать укреплению связей между научными и производственными структурами.

"Очевидна необходимость преодоления барьеров между системой подготовки в вузах и реальными кадровыми потребностями высокотехнологичных производств. Для этого создается система профессиональных стандартов, развивается дополнительное профессиональное образование. Одним из инструментов, стимулирующих сближение этих двух секторов экономики, являются отраслевые конкурсы. На современном конкурентном рынке важно не только умение создать технологию, но и понимание, кем она будет востребована, какой экономический эффект принесет. Поэтому мы ожидаем от студенчества решения не только научно-практических задач, но и готовности брать на себя ответственность и предпринимательские риски, становиться "технологическими предпринимателями". Исходя из этого в рамках Всероссийского нанотехнологического инженерного конкурса среди студентов и аспирантов мы в первую очередь будем отбирать проекты по наиболее перспективным направлениям наноиндустрии", - рассказал генеральный директор ФИОП  Андрей Свинаренко.

Востребованный продукт

По словам Андрея Свинаренко, все предложенные участникам конкурса технологические задачи поставлены наноцентрами и компаниями-партнерами конкурса. Например, одна из конкурсных задач состоит в использовании аддитивных технологий для производства автокомпонентов: разработке новых конструкций для внедрения в рамках автомобильного производства.  Ожидаемые результаты: получение 3D-модели деталей совместно с гипотезами по источнику разработку и данным для моделирования/проектирования изделий. Также необходимо рассчитать экономические показатели производства такой конструкции.

Чтобы стать победителями в номинации "Композиты для жизни", участники должны разработать способ применения в быту и городском хозяйстве препрегов (композитных материалов-полуфабрикатов) с истекшим сроком годности. А в номинации "Системы пищевой безопасности" они должны разработать новые методы контроля в области пищевой безопасности не только в лабораторных условиях, но и для массового рынка.

От молодых инженеров не ждут открытий - каждая из поставленных задач подразумевает поиск решения по снижению себестоимости производства уже изобретенных продуктов. Предполагается, что выбранные перспективные молодые команды будут вовлечены в работу по созданию новых продуктов в области нанотенологий. А кто-то, возможно, займется и предпринимательством в сфере высоких технологий. Соответственно, все успешные изыскания автоматически найдут приложение в индустрии.

Выбор победителей осуществляется в три этапа. Первичный отбор поступивших заявок проходит путем заочного рейтингования с последующим телефонным или скайп-собеседованием. По результатам этой оценки эксперты выбирают не менее пятнадцати участников, которые переходят на второй этап. На этом уровне отбора как такового пока не производится: для  выбранных финалистов организуется специальная программа доработки проектов, в том числе и по части их презентации на финальной защите.

Со студентами и молодыми специалистами будут работать опытные наставники: проводить вебинары и очные тренинги. И, наконец, третий этап, финал - состоится в ноябре в Москве. Пройдет в формате очных выступлений перед жюри, состоящим из руководителей наноцентров ФИОП и руководителей компаний - партнеров конкурса.

В конце ноября в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоится финальное мероприятие, на котором трех победителей наградят памятными подарками. Но это не главный приз: для победителей конкурса будет организован трехдневный технологический тур в один из крупнейших в Европе центров исследований и инноваций IMEC с посещением лабораторий. Будут также организованы встречи с экспертами и сотрудниками стартапов европейского инновационного кластера города Лёвен (Бельгия), а также проведена экскурсия по кампусу старейшего университета Бельгии KULeuven.

Участвует вся страна

В прошлом году на конкурс было подано 57 заявок участников из 29 вузов 21 города: от Москвы до Хабаровска, от Нальчика до Якутска. Победителями тогда стали участники из Москвы, Пензы и Томска.

Работа студентки магистратуры Пензенского госуниверситета Ксении Крайновой касалась исследования и разработки преобразователей давления на основе тонкопленочных гетерогенных структур нанометрового размера. Предложенная ею технология позволяет производить инновационный продукт - датчики, используемые  в авиационной и космической отрасли.  В их основе современный наноматериал - пьезокерамика титанат-цирконат свинца. После победы на конкурсе работу по теме она продолжила в Зеленоградском наноцентре.

Второй победитель, магистрант Томского политехнического университета Никита Торопков - занимается синтезом гидроксиапатита с открытой пористостью и разрабатывает технологию его применения при создании композитных материалов. Эти материалы предполагается использовать при производстве высокотехнологичных биоразлагаемых костных имплантов в технологии 3D-печати. Представленный продукт - расходный материал для 3D-принтера: поликарбонатная нить на основе гидроксиапатита, которая демонстрирует приемлемые характеристики при усадке. В качестве места для стажировки Никита Торопков выбрал наноцентр "СИГМА. Новосибирск", на базе которого работает Медицинский технопарк и центр керамических технологий.

Задача, решение которой предложила третья победительница, аспирантка московского РХТУ им. Менделеева (Москва) Мария Болотова, - разработка технологии импортозамещения в производстве полиакрила (сырья для производства наноматериалов). Она  представила проект создания наномодифицированного полиакрилонитрильного (ПАН) прекурсора для углеродных волокон. В качестве базы для стажировки она выбрала нанотехнологический центр "Дубна".

Поделиться:

Отраслевой конкурс GS

Как образовательная программа GS Group превращает школьников в инженеров-новаторов

© Пресс-служба GS Group

Всероссийский инженерный конкурс проводится Министерством образования и науки РФ в целях развития инженерного кадрового потенциала российской экономики посредством устойчивого повышения общего уровня инженерной подготовки, а также популяризации инженерных профессий и инженерного образования в России. В 2016 году инвестиционно-промышленный холдинг GS Group стал первой частной компанией, чьи инициативы в сфере образования единогласно поддержали все члены оргкомитета ВИК. Всероссийский студенческий конкурс GS Group по программированию был включен в перечень мероприятий Всероссийского инженерного конкурса наряду с состязаниями, инициированными ГК "Росатом", ОАО "РОСНАНО", АО "Объединенная судостроительная корпорация", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "Вертолеты России", ОАО "РЖД".

Меняя образовательные каноны

Когда мы говорим "образование", мы все еще имеем в виду следующие друг за другом учебные обряды, которые воспроизводят унифицированную академическую модель. Инновационные компании начали участвовать в этом устоявшемся процессе,  меняя образовательные каноны: как заинтересованная в высококвалифицированных кадрах сторона, высокотехнологичные предприятия открывают перед школьниками и студентами двери и рассказывают, что необходимо знать и уметь, чтобы соответствовать требованиям времени.

© Пресс-служба GS Group

За несколько лет с момента запуска собственных образовательных инициатив GS Group удалось доказать, насколько действенным может быть системный подход в вопросах образования. Холдинг переосмыслил процесс обучения инженеров,  и создал комплексную федеральную программу по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, которая была признана на государственном уровне.

В GS Group убеждены: чем раньше перед обучающимся встанет вопрос самоопределения, тем более осознанно он подойдет к выбору будущей профессии. И, само собой, лучше к ней подготовится. Профориентацию нужно начинать не с последних классов школы, а уже с дошкольного периода. В "Технополисе GS" для этого открыто дошкольное образовательное учреждение, которое становится первым институтом в жизни будущего инженера-новатора, где он под присмотром воспитателей знакомится с высокими технологиями. Совместно с ведущими техническими вузами России GS Group запускает в "Технополисе GS" образовательные инициативы, которые работают на решение глобальной задачи — убрать дистанцию между компетенциями выпускника и потребностями реального производства. Для школьников и студентов производственные площадки кластера — фактически вторая школа и университет, где проходят лекции, практические занятия, встречи со специалистами.

Так программа GS Group наделяет образование новыми свойствами и смыслами: на каждом этапе делает его, во-первых, гибким, во-вторых, мультидицисциплинарным и, в-третьих, ориентированным на будущее.

Конкурсы

Для студентов GS Group второй год подряд организует конкурс по программированию.

Первый студенческий конкурс 2015 года был посвящен созданию игрового приложения на Android OS. В течение трех месяцев участники разрабатывали прототипы игры на тему "Назад в будущее". Лучшими стали команды из Московского физико-технического института (г. Долгопрудный), Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург) и Университета Иннополис (г. Иннополис, Республика Татарстан).

© Пресс-служба GS Group

Темой Всероссийского студенческого конкурса по программированию в этом году стала разработка программных продуктов для "умного" цифрового телевидения. Призовой фонд составляет 300 тысяч рублей. Идеи, которые особенно впечатлят представителей GS Group и других членов компетентного жюри, смогут получить финансирование и стать реальным продуктом. Впервые конкурс GS Group по программированию вошел в перечень мероприятий Всероссийского инженерного конкурса (ВИК), организуемого Министерством образования и науки РФ, — свидетельство того, что государство доверяет холдингу подготовку инженерных кадров будущего.

"Всероссийский конкурс GS Group по программированию дает возможность любому российскому студенту, обладающему свежим взглядом и решимостью бороться за свой проект до конца, быть услышанным, получить ценную помощь от ведущих экспертов и понимание, в каком направлении развивать свои компетенции, чтобы стать специалистом будущего. Мы помогаем студентам мыслить в контексте сегодняшнего и будущего рынка "умного" ТВ. И, конечно, участие в нашем конкурсе дает реальный шанс начинающему программисту запустить свой инновационный стартап: чем более впечатляющую и полезную идею представит команда, тем больше вероятность, что она найдет инвесторов и выпустит свой продукт на рынок", — комментирует директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков.

Совместные образовательные программы

В партнерстве с ведущими российскими вузами GS Group реализует модель непрерывного прикладного сетевого обучения в области электроники, микроэлектроники и телекоммуникаций на базе инновационного кластера "Технополис GS". Так между университетом и производством появляется постоянная связь.

С 2016 года в Гусевском политехническом техникуме (Калининградская область) стартовала модульная бакалаврская программа, разработанная совместно техникумом, холдингом GS Group и Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ). 25 студентов, только что окончивших девятый класс, через шесть лет получат не только диплом о высшем образовании, но и компетенции, которые позволят им занять ведущие инженерные позиции на российских предприятиях. Учебная траектория выглядит так: за первый год им предстоит освоить программу старшей школы, а в следующие три года пройти дисциплины "Прикладной информатики", а также получить практические навыки на предприятии "НПО "Цифровые телевизионные системы". Оставшиеся два года посвящены обучению по направлению "Приборостроение". После шести лет максимально насыщенной учебы и практики на предприятиях "Технополиса GS" выпускники получат степень бакалавра и далее смогут продолжить профильное образование по магистерским программам по направлениям "Приборостроение" или "Информатика и вычислительная техника".

В прошлом году 25 студентов начали обучение по бакалаврской программе, организованной GS Group совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта и Гусевским политехническим техникумом, по специальности "Информационные технологии и системы связи".

В 2015 году GS Group подписал соглашение с НИУ ВШЭ о сотрудничестве в области совместных образовательных инициатив. Первой задачей, реализованной согласно договоренности, стала проектная работа студентов по созданию модели Smart City на базе "Технополиса GS". Авторы лучшей концепции создания "умного города" представили свою работу – проект "Европейский оазис. Умный. Открытый. Живой" – в ходе открытой дискуссии в кластере. В 2016 году студенты создают усовершенствованную модель взаимодействия "Технополиса GS" и города Гусева, предлагая свое видение эффективных взаимоотношений города, бизнеса и власти. В 2017 году запланирована совместная Летняя школа ВШЭ-GS Group при участии БФУ им. И. Канта "Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий".

Практика

© Пресс-служба GS Group

На протяжении нескольких лет в центре разработки и производства микроэлектронной продукции GS Nanotech осуществляется производственная практика студентов профильных вузов, во время которой будущие специалисты знакомятся с современным высокотехнологичным производством. С 2015 года на предприятии внедрен эффективный формат преддипломной подготовки. Студенты, проходящие практику на последнем курсе учебного заведения, становятся полноценными сотрудниками завода и получают заработную плату. Важное преимущество данной программы — возможность разработать дипломные проекты с кураторами из числа ведущих инженеров одного из крупнейших российских инновационных центров. Такие работы имеют обоснованную практическую значимость, и могут быть применены для реальной модернизации производственных процессов. После окончания вуза студенты могут получить в кластере высокооплачиваемую работу и принять участие в разработке новых продуктов.

Зачастую продолжение обучения молодых специалистов осуществляется и на предприятиях, сразу после трудоустройства. Для решения этой задачи холдинг GS Group разработал и внедрил новый формат стажировки для выпускников технических специальностей с выделением должности "инженер-стажер". Программа подразумевает глубокое вовлечение дипломированных специалистов в деятельность завода GS Nanotech под руководством опытных наставников. Задача куратора — помочь вчерашним выпускникам определиться с дальнейшим профессиональным ростом на предприятии. В течение полугода стажеры осваивают различные направления деятельности, после чего переводятся в интересующие их отделы, имея сформированные навыки выполнения профильных задач.

Университетский кампус

На территории "Технополиса GS" планируется создать Университетский кампус в области инженерных и технических наук по подготовке специалистов для высокотехнологичных российских предприятий. Несколько учебных программ будущего кампуса реализуется уже сейчас. Это программы прикладного бакалавриата и магистратуры по модели непрерывного сетевого образования. Проект включает учебные корпуса, общежития, лаборатории и предполагает обучение до 350 студентов ежегодно.

Программа основана на синергии производственных возможностей и R&D холдинга GS Group и научно-образовательных компетенций ведущих российских университетов-партнеров, среди которых Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Петрозаводский государственный университет, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Поделиться: