Местные жители помогают Иркутскому планетарию обнаружить возможное место падения болида

31 марта, 13:23 UTC+3 ИРКУТСК ИРКУТСК 31, марта. /ТАСС

Ярко-зеленый метеор видели 23 марта жители Прибайкалья и Бурятии

ИРКУТСК, 31 марта. /ТАСС/. Иркутский планетарий собрал более 20 свидетельств по жителей Прибайкалья и Бурятии о довольно редком явлении - падении ярко-зеленого болида, наблюдавшегося в небе 23 марта в дневное время. С помощью них ученые планируют вычислить параметры небесного тела и возможное место его падения, сообщил журналистам исполнительный директор Иркутского планетария Павел Никифоров.

"За неделю получено 20 свидетельств очевидцев. Метеор видели не только в Иркутске, но и недалеко от села Турунтаево (республика Бурятия), и в Усолье-Сибирском, и в деревне Сорты Заларинского района. Среди свидетельств есть две записи с видеорегистраторов автомобилей. Реальные размеры небесного тела, скорость его движения и параметры траектории можно попытаться рассчитать, анализируя данные видеозаписей", - рассказал Никифоров, сам также ставший свидетелем "дневного" болида.

По его словам, уже сейчас можно сказать, что масса метеора при вхождении в атмосферу Земли составляла несколько тонн, его предположительное место его падание находится в Заларинском районе Иркутской области. Долетел ли объект до поверхности Земли или успел полностью сгореть в атмосфере - "пока открытый вопрос", уточняет Никифоров.

28 марта сотрудники Иркутского планетария снова зафиксировали аналогичное явление - на этот раз в ночное время. "В 1:30 местного времени (20:30 мск) в районе села Глубокая, где традиционно проводятся выездные наблюдения объектов глубокого космоса, нам удалось увидеть метеор, полет которого быстро окончился вспышкой, не достигнув горизонта", - продолжил Никифоров. Сотрудникам планетария также удалось получить свидетельства еще двух очевидцев, наблюдавших это явление на окраине Иркутска и в районе города Бабушкин (республика Бурятия). Его также зафиксировал телескоп, находящийся на полигоне Института солнечно-земной физики СО РАН в Бурятии.

Несмотря на то, что оба объекта наблюдали в разницей всего в несколько дней, связывать их между собой не стоит, считает Никифоров. "Они вторглись в атмосферу Земли из разных областей небесной сферы. Оба болида имели ярко- зеленое свечение. Цвет свечения определяет состав и может говорить в данном случае об их общей природе", - добавил он.

Все полученные данные о метеорах Иркутский планетарий передаст в Международную метеорную организацию, а также в Комитет по метеоритам Российской академии наук.