10 сентября 2014, 11:19

Древнерусскую ладью XV века, найденную на дне Волхова, перенесут в другое место

Ученые РАН рекомендовали придать находке статус памятника федерального значения

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 10 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Древнерусскую ладью XV века, обнаруженную при строительстве моста в Новгородской области, перенесут в другое место на дне Волхова, чтобы ученые могли начать работу по ее изучению. Такое решение было озвучено на совещании в правительстве региона в среду.

"Ученые Российской академии наук рекомендовали придать ладье статус памятника федерального значения", - сказал заместитель губернатора Александр Смирнов.

На работы по перемещению отводится не более трех месяцев. Как говорят  строители, в настоящее время дорожные работы в районе обнаружения раритета временно прекращены, но сроки ввода в эксплуатацию моста меняться не должны.

Ученые настаивают на дальнейшем сохранении и исследовании судна. "Найденная ладья - уникальный предмет, аналогов которому нет в России. Работа дорогая не только по деньгам, но и по результату", - подчеркнул замгендиректора Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский.

По его данным, ориентировочная стоимость только для оборудования по подъему и сохранению может составить 15-20 млн рублей.

Хорошо сохранившееся древнерусское судно было обнаружено на дне реки Волхов в Новгородском районе в июле этого года начальником Новгородской подводной археологической экспедиции Айваром Степановым. "Сейчас судно находится в яме, примерно 18 метров глубиной. При обследовании выяснилось, что его длина составляет 21 метр, а на борту находится груз кирпичей, большинство из которых снабжено клеймами изготовителей", - сообщил ИТАР-ТАСС Степанов.

Археолог и его коллеги из института археологии Российской академии наук в Москве установили, что время изготовления кирпичей - примерно средина XV века. По мнению ученых, найденное на дне Волхова судно является ценным объектом и для изучения древнерусского судостроения, поскольку конструкция судов того времени в письменных источниках не зафиксирована, а случаи выявления целостных судовых корпусов очень редки.