БЕССЦЕННЫЕ  СОТРУДНИКИ

Кто помогает артистам Большого театра создавать спектакли

"

Прокрутите Вниз

История Большого театра началась 28 марта 1776 года, когда известный меценат князь Петр Урусов получил высочайшее позволение императрицы Екатерины II "на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений" сроком на десять лет. 

До того, как стать одним из главных архитектурных символов столицы, театр неоднократно менял свое местоположение и облик, пройдя путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.

За более чем два века истории театром было выпущено свыше 800 спектаклей, в создании которых участвовали многие выдающиеся режиссеры, хореографы, дирижеры, художники и артисты.

Тем не менее, как подчеркивает генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, "в Большом театре праздники – не повод прерывать работу".

Если 240 лет назад труппа театра насчитывала всего 43 человека, то сейчас в коллективе ГАБТ свыше трех тысяч специалистов. По словам Урина, в их числе – не только артисты, но и "огромная армия людей труда, представителей рабочих профессий – монтировщиков, гримеров, костюмеров, осветителей".

О том, как работает гигантская творческая "машина" одного из самых известных музыкальных театров планеты, – в спецпроекте ТАСС.

Галина Уланова (Джульетта) в балете "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, 1951 год

© Фотохроника ТАСС/Георгий Петрусов

1/18

Майя Плисецкая (Одетта) и Николай Фадеечев (Принц Зигфрид) в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, 1958 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Батанов

2/18

Татьяна Тугаринова (Ярославна) в опере "Князь Игорь" Александра Бородина, 1964 год

© Фотохроника ТАСС/Леонид Жданов

3/18

Николай Фадеечев (Принц Зигфрид) в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, 1964 год

© Фотохроника ТАСС/Леонид Жданов

4/18

Танец подруг Ширин – сцена из балета "Легенда о любви" Арифа Меликова, 1965 год

© Фотохроника ТАСС/Леонид Жданов

5/18

Галина Вишневская (Чио-Чио-сан) в опере "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини, 1966 год

© Фотохроника ТАСС/Евгений Кассин

6/18

Екатерина Максимова (Маша) и Владимир Васильев (Щелкунчик-принц) в балете "Щелкунчик" Петра Чайковского, 1966 год

© Фотохроника ТАСС/Б.Борисов

7/18

Сцена из "Лебединого озера" в постановке Юрия Григоровича, 1969 год

© Фотохроника ТАСС/Василий Егоров

8/18

Александр Огнивцев (Борис Годунов) в опере "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, 1976 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

9/18

Валерий Лагунов (Архонт) в балете "Икар" на музыку Сергея Слонимского, 1976 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

10/18

Александр Годунов (Принц Зигфрид) и Людмила Семеняка (Одетта), "Лебединое озеро", 1978 год 

© Фотохроника ТАСС/Николай Малышев

11/18

Тамара Синявская (Кармен) в опере "Кармен" Жоржа Бизе, 1980 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

12/18

Наталья Бессмертнова и Александр Богатырев исполняют вальс Шопена, 1980 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

13/18

Балет "Индийская поэма" в постановке Юрия Григоровича, 1981 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

14/18

Майя Плисецкая (Анна Сергеевна) и Борис Ефимов (Дмитрий Гуров) в балете "Дама с собачкой" Родиона Щедрина, 1985 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков и Павел Максимов

15/18

Елена Образцова (Шарлотта) в опере "Вертер" Жюля Массне, 1986 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

16/18

Сцена из балета "Золотой век" на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Юрия Григоровича, 1987 год

© Фотохроника ТАСС/Александр Коньков

17/18

Первый акт оперы "Кармен" Жоржа Бизе, 1983 год

© Фотохроника ТАСС/Олег Иванов

18/18

Галина Уланова (Джульетта) в балете "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, 1951 год

© Фотохроника ТАСС/Георгий Петрусов

1/18

"В наших спектаклях много чудес"

Одна из ключевых фигур в ГАБТ – заместитель заведующего художественно-постановочной частью (ХПЧ) Исторической сцены Сергей Годунов. По образованию – режиссер эстрады, окончил Ленинградский институт культуры. Работал в Концертном зале "Россия", в Театре эстрады. В Большой театр пришел сразу после завершения реконструкции в 2011 году.

В ХПЧ входят цеха монтировщиков, реквизиторов, осветителей, цех оперативного ремонта, цех видеотрансляции и радиоцех. "То есть все те люди, кто делают спектакль", – подчеркнул Годунов.

По его словам, монтировщики в Большом театре – люди в основном молодые, 30-40 лет. Их работа требует выносливости, т. к. трудиться приходится в три смены, включая ночную. Подобный график связан с тем, что декорации со склада на шоссе Энтузиастов в Большой театр доставляют специальные фуры, которым разрешено ездить по Москве только в ночное время.

По словам Годунова, сейчас Большой театр – один из самых оснащенных, его команда способна воплотить практически любую творческую фантазию режиссера:

"В наших спектаклях много чудес. Бьют фонтаны с живой водой, участвуют настоящие животные: лошадь и ослик – в балете "Дон Кихот", собаки – в опере "Кавалер розы", две собаки и лошадь – в "Травиате".

В качестве примера слаженной командной работы он привел работу над оперой "Борис Годунов":

"Спектакль большой, сложный, состоит из четырех действий и трех антрактов, а также многократных смен картин, когда по ходу оперы занавес закрывается максимум на пять минут. А когда открывается, на сцене появляется новая картина, которую зрители встречают аплодисментами. Им и невдомек, что за кулисами в это время работают порядка 50 человек – реквизиторов, осветителей, монтировщиков. Впрочем, публика и не должна об этом знать".

Важным аспектом работы в Большом театре Годунов также назвал соблюдение техники безопасности.

"Так, в "Травиате" есть такой эпизод, когда из бутылки с шампанским вылетает специальная пневматическая пробка. Она вылетает как пуля. И надо следить за тем, чтобы она не попала ни в кого – ни на сцене, ни в зале. Или есть такие мизансцены, когда герои спектакля поднимаются по стремянкам. Тогда для них обязательно существует подстраховка. А для некоторых спектаклей и вовсе используется плунжер – большая площадка во всю длину сцены. Монтировщики, переодетые в героев спектакля, выносят ограждения, страхуют артистов, чтобы никто не поскользнулся и не упал", - рассказал Годунов.

На вопрос о том, когда зародилась профессия монтировщика, он ответил, что, вероятнее всего, в Древнем Риме: "Когда проводили гладиаторские бои, кто-то должен был открывать подземные люки для гладиаторов и ворота, через которые везли клетки со львами. Это, наверное, были первые монтировщики. А людей, которые поджигали лампады, с полным правом можно назвать первыми осветителями".

Монтаж декораций во время репетиции оперы "Дон Карлос" Джузеппе Верди

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

1/12

За кулисами во время репетиции "Дона Карлоса"

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

2/12

Всего в театре было осуществлено четыре постановки оперы. Впервые "Дон Карлос" был представлен 2 ноября 1876 года

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

3/12

Репетиция четвертой версии оперы.Нынешняя постановка появилась в 2013 году к двухсотлетию со дня рождения Верди. Режиссер-постановщик - британец Эдриан Ноубл, многократный номинант на театральную премию Лоуренса Оливье

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

4/12

Старший мастер бутафорского цеха Андрей Мамыкин и модельщик по стеклопластикам Александр Жарков во время изготовления бутафории для спектакля "Фауст"

© Артем Геодакян/ТАСС

5/12

Бутафор Александр Крылов

© Александр Геодакян/ТАСС

6/12

Работа бутафорского цеха ХПМ

© Артем Геодакян/ТАСС

7/12

Инженер Максим Червяков за работой в цеху электротехнического оборудования гидропневмоприводов и специальных эффектов ХПМ

© Артем Геодакян/ТАСС

8/12

Художник-декоратор Никита Жданов за работой в цеху мягких декораций художественно-производственного комплекса

© Артем Геодакян/ТАСС

9/12

В цеху художественно-производственного комплекса Большого театра

© Артем Геодакян/ТАСС

10/12

Изготовление декораций

© Артем Геодакян/ТАСС

11/12

Работа в цеху мягких декораций

© Артем Геодакян/ТАСС

12/12

Монтаж декораций во время репетиции оперы "Дон Карлос" Джузеппе Верди

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

1/12

Гарант визуальной безопасности

Дамир Исмагилов – главный художник по свету Большого театра. Эта должность была введена специально для него в 2002 году, после открытия Новой сцены ГАБТ. На тот момент в штате уже было восемь художников по свету, и им нужен был руководитель. На эту должность назначили лучшего.

"Наверное, в силу каких-то моих заслуг", – улыбается Дамир. Его кабинет заполнен многочисленными наградами, в числе которых "Золотые маски" – главная Российская национальная театральная премия.

"Это – "Музыкальное сердце России", а это – итальянский приз, тут же – еще одна награда – "Лучший художник по свету за 1989 год", – комментирует Дамир. – Я много спектаклей делаю, по 15-16 за сезон. Ведь я работаю во многих театрах Москвы: в "Геликон-Опере", в МХТ имени Чехова, в Студии театрального искусства Сергея Женовача".

По словам Исмагилова, в свободное от основной работы время он ездит работать в Санкт-Петербург – в Малый драматический театр ко Льву Додину, в Александринку к Валерию Фокину и в Мариинку к Валерию Гергиеву.

За плечами мастера два специальных образования: он окончил факультет "Свет и электротехника" Московского театрально-художественного училища и постановочный факультет Школы-студии МХАТ.

"Работать начал еще будучи студентом. Когда сделал 450 спектаклей, считать перестал", – рассказал Дамир. Список его работ продолжает пополняться. Только в нынешнем, 240-м сезоне Большого театра он принял участие в создании "Иоланты", "Катерины Измайловой", "Дон Кихота". На следующий сезон у него запланированы "Манон" и "Идиот".

"Уже сейчас начнем готовить световое решение "Идиота", – говорит Исмагилов. – Эта опера Вайнберга никогда не шла в России. Ставить ее будет известный режиссер Евгений Арье, сценографическое оформление выполнит не менее известный Семен Пастух".

По словам Исмагилова, современные технологии позволяют организовать любой свет: иллюзорный, пространственный, точечный, общий.

"Я, к примеру, люблю использовать бытовой свет – настольные лампы, торшеры. Все зависит от поставленной художественной задачи", – поясняет мастер.

Говоря о рисках возникновения пожаров, связанных с освещением, Исмагилов подчеркнул, что в Большом театре подобного не случается: "Я гарант визуальной безопасности".

Презентация оперетты "Летучая мышь" в постановке Василия Бархатова, 2010 год

© Александр Куров/ТАСС

1/8

Генеральная репетиция оперы "Кармен" Жоржа Бизе в постановке Дэвида Паунтни, 2008 год

© Александр Куров/ТАСС

2/8

Прогон балета "Коппелия" Лео Делиба в постановке Сергея Вихарева, 2009 год

© Александр Куров/ТАСС

3/8

Генеральная репетиция балета "Пламя Парижа" в постановке Алексея Ратманского, 2008 год

© Александр Куров/ТАСС

4/8

 Генеральная репетиция оперы "Пиковая дама" в постановке Виктора Фокина, 2007 год

© Александр Куров/ТАСС

5/8

Предпремьерный показ оперы "Борис Годунов", 2011 год

© Валерий Шарифулин/ТАСС

6/8

Генеральная репетиция балета "Леа" на музыку Леонарда Бернстайна в постановке Алексея Ратманского, 2004 год

© Александр Свечников/ТАСС

7/8

Премьера оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева, 2005 год

© Александр Куров/ТАСС

8/8

Презентация оперетты "Летучая мышь" в постановке Василия Бархатова, 2010 год

© Александр Куров/ТАСС

1/8

Мастерская под крышей ГАБТ

"Это костюм тореадора для Дениса Родькина, в котором он будет танцевать в "Дон Кихоте", а это – костюм из "Раймонды" для Владислава Лантратова", – рассказывает заведующая художественно-костюмерной частью Большого театра Елена Зайцева.

Мужская закройная находится почти под крышей ГАБТ, на уровне квадриги Аполлона. "По словам моего отца, когда реставрировали эту скульптуру, то внутрь заложили записку с обращением к потомкам", – рассказывает Зайцева.

Она выросла в творческой семье, родители – художники. Поначалу собиралась стать балериной – училась в Вагановском училище в Санкт-Петербурге. Но со второго курса ушла. Видимо, взяла верх семейная традиция.

"Окончила в родном Петербурге Институт театра, музыки и кинематографии, работала на "Ленфильме", в частности, на картине Алексея Германа "Хрусталев, машину!". Параллельно работала на спектаклях Бориса Эйфмана и в Мариинском театре. Потом вместе с семьей переехала в Москву, где в течение двух лет служила в "Новой опере", а в 2003 году была приглашена в Большой театр", – вспоминает заведующая.

Одним из достижений Большого театра Зайцева считает создание объединенной художественно-костюмерной части. В европейской театральной практике это обычное явление. В России же подобная структура существует только в ГАБТ.

Под управлением Зайцевой трудятся 130 работников производственных мастерских и 180 костюмеров и гримеров. Она не только руководит, но и сама придумывает костюмы. Так, Зайцева одевала героев оперы "Леди Макбет Мценского уезда" в постановке Темура Чхеидзе, создавала гардероб для персонажей опер "Руслан и Людмила", "Воццек", "Дон Жуан" в постановке Дмитрия Чернякова, была художником по костюмам балета "Герой нашего времени", который в прошлом сезоне поставили в Большом театре режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов.

О сценическом костюме Елена Зайцева знает все, и даже больше.

"Каждый из них по количеству вложенного труда драгоценен, – подчеркивает Зайцева. – А вот драгоценные камни и металлы мы не используем, применяем только имитацию. К тому же балетные костюмы долго не живут. Их хватает в среднем на десять спектаклей. А когда у нас был балет "Золушка", то по требованию художницы платье для главной героини шилось из тончайшего шифона и рвалось уже на втором спектакле".

Отвечая на вопрос о раритетных костюмах, в которых выступали великие артисты, Зайцева поясняет: "Эти бесценные вещи сдаются в Музей Большого театра. Для истории".

Примерка костюма в цеху по пошиву женских костюмов художественно-производственного комплекса

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

1/9

Елена Зайцева показывает работу цеха по пошиву мужских костюмов

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

2/9

Работа цеха по пошиву женских костюмов

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

3/9

Работа цеха по пошиву женских костюмов

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

4/9

Работа цеха по пошиву женских костюмов

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

5/9
В комнате примерки костюмов

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

6/9

Начальник обувного цеха Олег Гусенков (подразделение художественно-производственных мастерских ГАБТ), процесс изготовления пуантов

© Артем Геодакян/ТАСС

7/9

Одна из финальных стадий производства: готовые пуанты сушатся на колодках

© Артем Геодакян/ТАСС

8/9

Драпировщик Роман Родкин за работой в обойном цеху художественно-производственных мастерских

© Артем Геодакян/ТАСС

9/9

Примерка костюма в цеху по пошиву женских костюмов художественно-производственного комплекса

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

1/9

Сокровищница Большого театра

"Всю историю Большого театра можно проследить в его музее, – рассказывает директор Музея ГАБТ Лидия Харина. – Из всех притеатральных музеев, создававшихся лишь в советские времена, наш – самый старый, он возник еще в XVIII веке. Его основой послужили афиши, программки, фотографии, книги, собиравшиеся при конторе Императорских театров".

По словам Хариной, музею есть чем гордиться. Его коллекция насчитывает свыше 200 тыс. единиц хранения и продолжает пополняться.

"Эти богатства надо показывать, но постоянной экспозиции у нас, увы, нет, – подчеркивает директор Музея ГАБТ. – Но мы регулярно организуем временные выставки. И не только в театре, но и по всему миру".

Эскизы костюмов к опере "Иоланта" П.И. Чайковского

© Артем Геодакян/ТАСС

1/15

Хранитель Музея ГАБТ Анастасия Белевич демонстрирует мужской костюм к опере "Пиковая дама"

© Артем Геодакян/ТАСС

2/15

Коронационный костюм Бориса Годунова (из одноименной оперы М. Мусоргского)

© Артем Геодакян/ТАСС

3/15

Костюм "Умирающего лебедя" Майи Плисецкой

© Артем Геодакян/ТАСС

4/15

Головной убор Шамаханской царицы (опера "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова)

© Артем Геодакян/ТАСС

5/15

Костюм принца Дезире (балет "Спящая красавица" П.И. Чайковского)

© Артем Геодакян/ТАСС

6/15

Пуанты балерины Нины Ананиашвили

© Артем Геодакян/ТАСС

7/15

Коллекция архивных афиш Большого театра

© Артем Геодакян/ТАСС

8/15

Эскизы гримов к балету "Смерч", художник Николай Мусатов, 1927 год

© Артем Геодакян/ТАСС

9/15

Из архива афиш Большого театра

© Артем Геодакян/ТАСС

10/15

Предмет бутафории из балета "Баядерка" Мариуса Петипа

© Артем Геодакян/ТАСС

11/15

Бутафорские статуи Мадонны из оперы "Сельская честь" и к спектаклю "Млада" (по бокам) 

© Артем Геодакян/ТАСС

12/15

Запасники музея

© Артем Геодакян/ТАСС

13/15

Экспонаты музея

© Артем Геодакян/ТАСС

14/15

В хранилище музея Большого театра

© Артем Геодакян/ТАСС

15/15

Эскизы костюмов к опере "Иоланта" П.И. Чайковского

© Артем Геодакян/ТАСС

1/15

Первый зарубежный выезд сокровищ Музея Большого театра состоялся в 2003 году. "Нас пригласили принять участие в выставке, которая проводилась в Швейцарии, – рассказывает Харина. – По просьбе устроителей экспозиции мы привезли чертежи архитектора Осипа Бове, одного из авторов здания Большого театра, и произвели настоящий фурор". Затем Музей ГАБТ отправился в Нью-Йорк на выставку, приуроченную к 50-летию со дня смерти Сергея Прокофьева, где, в частности, был представлен костюм Галины Улановой из легендарного спектакля "Ромео и Джульетта".

"С тех пор мы объездили много стран. Не были пока только в Японии. Но, возможно, этот пробел будет восполнен в 2018 году. Во всяком случае, сейчас уже готовится соответствующий проект", – сообщила глава музея.

Выставку "Октябрь, Ленин, Сталин", прошедшую с участием музея в 2008 году в Париже, Харина охарактеризовала как любопытную.

По словам Хариной, самыми старыми экспонатами музея являются пять костюмов XVIII века.

"Как известно, Большой театр дважды горел – в 1805 и в 1853 году. В огне последнего пожара погибли театральные костюмы, декорации, архив труппы, нотная библиотека, редкие музыкальные инструменты. От самого здания остались лишь восемь колонн, – напомнила Харина. – Когда в 1856 году театр восстановили, то надо было срочно наполнить его сценический гардероб. Тогда-то москвичи и принесли уникальные вещи XVIII века – четыре мужских камзола и полный комплект женского народного костюма".

Из последних приобретений директор Музея ГАБТ отметила эскизы декораций и костюмов бывшего главного художника Большого театра, народного художника СССР Валерия Левенталя (скончался в июне 2015 года).

"Еще мы приобрели замечательный скульптурный портрет Майи Плисецкой работы Олега Иконникова. Он демонстрировался в театре, когда отмечалось 90-летие со дня рождения великой балерины", – заметила Харина, добавив, что самому музею скоро исполнится 100 лет.

Что же касается возраста Большого театра, то, как сказала Харина, в нем возможна корректировка.

"В прошлом году профессор Людмила Старикова обнаружила уникальный документ – афишу первого спектакля Большого театра, который состоялся 21 февраля 1766 года. Так что можно сказать, что в этом году Большой театр отмечает свое 250-летие", – сообщила директор Музея ГАБТ.

Здание Большого театра после реконструкции, 2011 год. К началу восстановительных работ в 2005 году износ театра составлял от 50% до 70%

© Владимир Астапкович/ТАСС

1/12

Специалистами был выбран проект научной реставрации зрительного зала и реконструкции сценической части. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики театра

© Митя Алешковский/ТАСС

2/12

На первом этапе реконструкции здание было тщательно изучено. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера готовился специальный проект

© Митя Алешковский/ТАСС

3/12

Ежедневно в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов

© Митя Алешковский/ТАСС

4/12

В результате реконструкции  исторический облик театра, утраченный за годы советской власти, был восстановлен. Зрительный зал обрел тот вид, в котором его задумывал архитектор Альберт Кавос

© Митя Алешковский/ТАСС

5/12

Константин Зверев (Принц) и Диана Вишнева (Золушка) в сцене из балета "Золушка" Сергея Прокофьева, 2015 год

© Сергей Фадеичев/ТАСС

6/12

Предпремьерный прогон оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова, 2013 год

© Александра Мудрац/ТАСС

7/12

Федор Атаскевич (Дон Жуан), премьера оперы "Каменный гость" в постановке Дмитрия Белянушкина, 2016 год

© Пресс-служба ГАБТ/Дамир Юсупов

8/12

Светлана Захарова на генеральной репетиции "Легенды о любви" в постановке Юрия Григоровича, 2014 год

© Артем Геодакян/ТАСС

9/12

Балет "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева в постановке Юрия Григоровича, 2012 год

© Сергей Бобылев/ТАСС

10/12

Светлана Захарова и Сергей Полунин во время бенефиса Захаровой, 2013 год

© Артем Коротаев/ТАСС

11/12

Посетители на выставке, посвященной 90-летию Майи Плисецкой, 2015 год

© Сергей Фадеичев/ТАСС

12/12

Здание Большого театра после реконструкции, 2011 год. К началу восстановительных работ в 2005 году износ театра составлял от 50% до 70%

© Владимир Астапкович/ТАСС

1/12

Над проектом работали

Автор: Ольга Свистунова
Бильд-редактор: Илона Грибовская
Редактор: Кристина Недкова

В тексте использованы материалы с официального сайта Большого театра