v

UBER ДЛЯ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ, ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ многомиллионный бизнес

ТАСС продолжает серию материалов о бизнесменах из России, которым удалось создать и раскрутить компании в Силиконовой долине. Нашему сегодняшнему герою только 29 лет, а его компания всего за три года стала стоить миллионы долларов.

Иван Цыбаев опробовал разные направления бизнеса, прежде чем раскрутил крупнейшее приложение для американских водителей грузовиков. Сейчас он генеральный директор российско-американского стартапа Trucker Path, собравшего воедино функции Uber и eBay.

Уроженец Владимира, Цыбаев приехал в Силиконовую долину в августе 2013-го, уже имея за плечами опыт в бизнесе. Он занимался экспортом товаров в Россию, грузоперевозками по США, был первым менеджером нью-йоркского офиса Студии Артемия Лебедева, имел несколько IT-проектов. Опыт в IT и логистике помог Ивану понять проблемы в индустрии грузоперевозок и их возможные решения с помощью технологий. Долина заманила атмосферой "силиконовой лихорадки" — бурным ростом стартапов. 

"Чтобы понять, как в долине поднимать деньги, надо повращаться тут как минимум полгода. Некоторые в России думают, что взял билет на самолет, покрутился тут с месяц — и этого довольно, чтобы запустить бизнес и найти инвесторов. Это заблуждение. Разведка на местности требует гораздо больше времени и усилий", — говорит Иван.

По его словам, при создании маркетплейса (в интернет-коммерции и онлайн-бизнесе — место, где могут договариваться все заинтересованные участники рынка) важно найти баланс в вечной дилемме курицы и яйца. Чтобы привлечь покупателей, нужны продавцы, а чтобы привлечь продавцов, нужны покупатели.

Сначала через краудсорсинговое навигационное приложение стартап набрал критическую массу дальнобойщиков, затем стал подключать другую сторону маркетплейса — грузоотправителей.

ПЕРВЫЙ РАУНД

Чтобы быстро обзавестись полезными контактами в долине, Цыбаев создал русскоязычный информационный портал SiliconNews.Ru. Он сделал серию интервью с самыми знаковыми русскоязычными — и не только — персоналиями долины, пытаясь понять и рассказать другим о том, как запустить успешный бизнес, как разные компании решают общие проблемы. Новый калифорниец также стал вице-президентом по пиару в некоммерческой Американской бизнес-ассоциации русскоговорящих профессионалов (AmBAR).

Со вторым основателем Trucker Path Виктором Радченко (сейчас ему 25 лет) Цыбаев познакомился благодаря блогу: разработчик с Украины был его читателем. 

"Он мне написал, мы встретились и начали работать вместе... В какой-то момент наши пути разошлись, такое бывает очень часто, тем не менее мы с ним позже все уладили, он рядом, участвует в работе компании и часто посещает наш офис", — говорит гендиректор стартапа. 

Цыбаев осторожно относится к проблеме кофаундерства (от co-founder — соучредитель), полагая, что конфликт между основателями компании несет в себе самый высокий риск развала. 

Он считает, что предпочтительно иметь не более двух соучредителей и право приоритетного голоса при этом должно быть закреплено только за одним. 

А если позволяют ресурсы, то можно двигаться и в одиночку.

В сентябре 2014 года стартапу удалось найти первого инвестора, который вложил в развитие бизнеса $1,5 млн. Это был холдинг Renren. Его основатель и CEO — выходец из Китая, выпускник MIT и Стэнфордского университета Джозеф Чен — владеет китайской социальной сетью Renren Network (национальная альтерантива Facebook).

О компании Trucker Path

• Trucker Path обеспечивает помощь в навигации и поиске грузов. Создана для того, чтобы улучшить жизнь водителей грузовиков и решить растущие проблемы в индустрии как для перевозчиков, так и для грузоотправителей.


• Является самой быстроразвивающейся платформой в индустрии грузоперевозок.


• Первое приложение Trucker Path появилось в 2013 году. За ним в 2015-м последовало Truckloads. Годом позже приложения загрузили более одного миллиона раз.


По материалам Wikipedia и официального сайта компании Trucker Path

По словам Цыбаева, первый раунд при создании стартапа — самый трудный. 

"У тебя еще нет репутации, многие инвесторы не понимают твоей ниши индустрии. Во многом присутствует элемент везения.Так, Чен в прошлом имел связи с бизнесом перевозок, у него был жизненный опыт дальнобойщика и он понимал, что в США это огромный рынок", — говорит предприниматель.

Годовой рынок грузовых перевозок в США оценивается в $700 млрд, над разработкой приложений для дальнобойщиков активно работают несколько IT-конкурентов, в той или иной мере взявших прообразом Uber.

"Всего через восемь месяцев после первого мы подняли второй — очень крупный — инвестиционный раунд. Это достаточно редкий случай в становлении новых компаний, потому что он пришелся на пик стартапов. Повторить такую историю в нынешних условиях едва ли удастся", — считает Цыбаев.

В июне 2015 года Trucker Path получил $20 млн от чикагской компании Wicklow Capital, которая стала лид-инвестором (инвестором, принимающим активное участие в работе компании).

Стартап уже имел большую клиентскую базу и демонстрировал стремительный рост аудитории. Но прибыли не было. Все активы сознательно вкладывались в рост — и сегодня почти каждый третий американский дальнобойщик пользуется приложением Trucker Path.

Продукт поначалу рекламировали своими силами. На ранних стадиях — через Facebook и блогеров. Потом включилось "сарафанное радио": дальнобойщики советовали друг другу программу, позволяющую найти грузы, выбрать место стоянки, отыскать место для перекуса в пути. Половина раскрутки была сделана без платного маркетинга.

Москва vs Долина

У Trucker Path есть большой офис в России, где сосредоточена разработка продуктов. Исследование агентства Compass назвало Силиконовую долину первым в мире местом по качеству инженерных талантов, а Москву — вторым. Но нанимать топовых инженеров в российской столице гораздо легче и дешевле, считает Цыбаев.

"В России классные профессиональные чуваки с низким эго. Здесь, в долине, на рынке труда преобладают инженеры среднего уровня с завышенным эго и высокими требованиями. Плюс разница в оплате: здесь она в три-четыре раза выше, чем в Москве. Сергей Брин (сооснователь Google), выступая недавно, сказал, что долина стала не лучшим местом для стартапов на ранней стадии. Здесь сложно нанимать разработчиков, здесь высокая аренда на офисы и жилье, высокие зарплаты", — считает бизнесмен. 

Хотя, конечно, Силиконовая долина — это тот бренд, который дает больше шансов на доступ к знаниям (многие охотно делятся опытом) и инвесторам, признает Цыбаев. Однако он не противопоставляет американский и российский бизнес-климаты. До того как переехать в США, предприниматель жил в Японии и философски относится к ментальным различиям.

Предприниматель набирает только урожденных американцев в отдел продаж ("говорят с клиентами красиво и без акцента") и только россиян — в инженерный офис. В остальном команда довольно смешанная. По его словам, для успеха предприятия необходимы стрессоустойчивость сотрудников, способность к быстрому росту и саморазвитию и умение продавать. "Без чего можно обойтись основателю, так это без технической экспертизы, особенно если не разрабатываешь крайне сложный технологический продукт. У меня технической экспертизы особенно не было — компенсировал курсами, чтением полезных материалов, наймом компетентных людей. Роль технической экспертизы часто преувеличена", — уверен Цыбаев.

Бурный рост стартапов в Силиконовой долине и подъем IT-отрасли напомнили менеджерам ситуацию с "крахом доткомов" в 2000 году. Накануне него казалось, что акции интернет-компаний будут дорожать всегда. И сейчас быстрое развитие, как ни странно, вызывает опасения.

Иван Цыбаев признает, что ожидание возможного обвала витает в воздухе, особенно после того как индекс NASDAQ потерял восходящую динамику и на стыке 2015 и 2016 годов спланировал вниз.

Настороженность Силиконовой долины не перечеркивает планы — компания готовится к очередному привлечению инвестиций, а это означает новый напряженный этап.

Забросив ставшее лишним блогерство, Иван Цыбаев теперь время от времени "чистит мозги" в медитационном ретрите, где запрещено разговаривать, читать и пользоваться мобильником и ноутбуком. Впрочем, и там он не теряется. "Есть специальные курсы медитации для менеджеров, где можно завести хорошие контакты среди топ-руководителей, известных консультантов и предпринимателей", — говорит бизнесмен.

Комментирует Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ ФРИИ

• К моменту старта Иван Цыбаев уже имел собственный большой опыт грузовых перевозок на рынке США в офлайне. Знание проблем дальнобойщиков изнутри способствовало вирусному распространению и большой ценности приложения.


• Привлечение инвестиций в США, как и в любом другом месте, — это вопрос большого количества личных контактов и доверия. Статус вице-президента AmBAR и активное продвижение собственного ресурса SiliconNews.Ru позволили получить как полезные знакомства, так и определенный уровень доверия.


• Стоит отметить, что в США не имеет значения, кто ты: россиянин, китаец или колумбиец. Встречают не по акценту, а по динамике развития компании (traction), хотя рекомендации очень важны и нарабатываются годами. В Силиконовой долине до 80% всех инвестиций привлекают выпускники двух вузов: Стэнфорда и Беркли, так как через сообщество бывших студентов этих вузов можно выйти на руководителя практически любой компании или венчурного фонда. Немаловажную роль играет и постоянное пребывание этих учебных заведений в топ-5 мировых университетов.


• При уровне затрат в Калифорнии минимальные деньги, на которые можно стартовать, — это несколько сотен тысяч долларов. Но обычно показать traction без сумм порядка $1 млн очень сложно. Поэтому пока продукт делает первые шаги на рынке и динамика только начинает появляться, деньги профессиональных инвесторов из России или Китая получить наиболее реально.


• ФРИИ способен выступить тем самым первым инвестором, на чьи деньги можно показать рост на американском рынке и уже дальше использовать инвестиции локальных бизнес-ангелов или фондов для получения дополнительной динамики на рынке. И если проект решил выходить в США, то мы помогаем ему быстрее войти в сообщество как за счет уже сложившихся связей с AmBAR и 500 Startups, так и за счет личных контактов наших сотрудников с большим количеством успешных предпринимателей и профессионалов.


• Кроме того, в акселераторе ФРИИ особый акцент ставится на развитие бизнес-модели и создание виральных маркетинговых продуктов. Эта экспертиза в будущем может помочь стартапу быстро набрать качественную аудиторию на рынке США.


• Нанимать разработчиков в Калифорнии, конкурируя с Google или Uber, очень сложно. Свои разработчики в России — это не только снижение расходов, но и возможность найма квалифицированных сотрудников мирового уровня (российские специалисты сегодня не отстают от своих зарубежных коллег). В ближайшие лет пять еще это преимущество точно останется в силе и им стоит пользоваться.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фото: AP Photo/Rick Bowmer, David McNew/Getty Images, Donald Miralle/Getty Images, Joe Raedle/Newsmakers/Getty Images, Лариса Саенко/ТАСС