f v t

ПИСАЛ С СЕБЯ: 

8 АВТОПОРТРЕТОВ ПОЛЯ ГОГЕНА

ВЕЛИКИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК САМ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ВСЮ СВОЮ РАЗНООБРАЗНУЮ ЖИЗНЬ В СЕРИИ СОБСТВЕННЫХ КАРТИН

Творчество Поля Гогена было революционным для своего времени. Впервые вместо античного идеала европейской публике были представлены образы "варварские". Культура нецивилизованных народов, считавшаяся долгое время дикой и примитивной, вдруг стала интересна широкой аудитории.

Вслед за Гогеном художники стали примерять на себя этот экзотичный стиль, который в дальнейшем перерос в отдельное направление в искусстве — неопримитивизм. Правда, не только новый сюжет и его непривычное воплощение привлекали современников, но и сам путь художника, отказавшегося от благ цивилизации, чтобы прочувствовать на себе первобытную жизнь во всей ее простоте. И пожалуй, самым интересным документом о его биографии являются автопортреты, которые художник оставил в большом количестве. 

Автопортрет. 1885

Это один из самых ранних "Автопортретов" Гогена. Он написан в 1885 году, когда художнику было 37 лет. К этому времени он уже имел десятилетний опыт живописца, поэтому назвать эту работу ученической никак нельзя. Она создана в тот переломный момент жизни, когда художник решил навсегда оставить свою семью, супругу и четверых детей (пятого из них, сына шести лет, он ненадолго берет с собой в Париж), чтобы целиком посвятить себя творчеству.

Художник пишет себя в очень тесном интерьере, который больше напоминает чердак, чем жилую комнату. В это время Гоген не мог продать ни одну из своих картин и жил тем, что расклеивал афиши за жалкие пять сантимов в день.

Уход в богемную жизнь самопровозглашенных художников обходился ему слишком дорого. Еще совсем недавно успешный буржуа был не готов к такому нищенскому существованию. И на этом автопортрете художник изобразил себя изрядно уставшим, его взгляд, полный сомнений и, возможно, нелегких дум, обращен за пространство холста. Это будет несвойственно всем последующим автопортретам художника, где он пытливо смотрит на зрителя. 

Ван Гог и Гоген

Когда прыжок в омут парижской богемы обернулся неудачей, Гоген стал подумывать, не удалиться ли ему в провинцию. К этому времени сына Кловиса он отослал обратно к матери в Данию, а сам решил отправиться в Бретань (Понт-Авен и Ле Пульдю). К нему приезжали молодые художники-единомышленники, которых привлекали здешняя красота и недорогая жизнь. В Бретани искусство Гогена впервые получило признание. "Мне здесь хорошо и успешно работается. Меня здесь уважают как лучшего живописца в Понт-Авене", — сообщает он в письме своей жене.

Идиллический бретонский период был прерван двухмесячной поездкой в Арль, куда его пригласил Винсент Ван Гог. Последний замыслил основать своеобразную "Мастерскую юга" по образцу средневековых мастерских, где художники могли бы работать вместе. И первое предложение о сотрудничестве он отправил Гогену. Между художниками завязалась оживленная переписка, в ходе которой Гоген отправил Ван Гогу свой автопортрет.

Он изобразил себя на фоне портрета художника Эмиля Бернара, вместе с которым они жили в Понт-Авене. Гоген сопроводил этот автопортрет "объяснительной запиской". Свое письмо он начал с толкования подписи "Отверженные", сделанной им на портрете: "Я посылаю тебе не только свой портрет, но и портрет всех нас, несчастных жертв общества, которые за зло платят добром". Один из любимых приемов Гогена — показать себя непризнанным гением. Дело в том, что популярность художника в провинции не сопровождалась его экономическим подъемом: "Что правда, то правда: это уважение не стяжало мне ни сантима".

Впоследствии и Ван Гог прислал ему свой автопортрет. Для Гогена Ван Гог выбрал автопортрет, который только что закончил и который, по его словам, был почти "бесцветен: пепельно-серые тона на светло-зеленом фоне". Своему брату Винсент писал: "Портрет, который я посылаю Гогену, может потягаться с его портретом. Я написал Гогену в ответ на его письмо, что если и мне позволено возвеличить свою личность, то я это сделал, стараясь изобразить в портрете не только себя, но вообще импрессиониста. Я представил себя на нем бонзой, бесхитростным почитателем вечного Будды. И когда я сравниваю свою концепцию с концепцией Гогена, то вижу, что она у меня так же серьезна, но менее безнадежна".

История этих двух портретов предвосхищает историю развития взаимоотношений двух живописцев. Работая бок о бок, они бесконечно спорили и постоянно вступали в новые живописные соревнования, создавая разные вариации одного и того же сюжета. И как известно, одному из них этот творческий поединок стоил мочки уха.

Автопортрет с желтым Христом

После размолвки с Ван Гогом Гоген вновь оказывается в Бретани. Возвратившись в свою провинцию, он уже стал совсем иначе видеть привычные пейзажи. Отныне в его палитре доминирует желтая краска — в этом можно усмотреть влияние Ван Гога с его излюбленной темой желтых подсолнухов.

В "Автопортрете с желтым Христом" 1889 года Гоген изобразил крест, который он видел в церкви деревни Тремало близ Понт-Авена. Этот крест, как образ истинной веры, представлен в качестве предмета народного творчества. Так возникает ассоциация между художественным творчеством и божественным творением. Здесь есть еще одна параллель — это автопортрет Гогена и образ распятого Христа. Художник вновь говорит о себе как о страдальце. Впрочем, выражение лица Гогена на картине исполнено острой сосредоточенности на самом себе, которое вовсе не сочетается с мыслью о страдании или набожности. Но для Гогена роль художника всегда будет именно ролью. И более всего он любит надевать маску одиноко страдающего пророка, чьи творческие силы презрительно игнорируются.

Автопортрет с нимбом

Похожим настроением проникнут "Автопортрет с нимбом" 1889 года. Только вместо былого надменного вида — уныние и подавленность. Художник предстает перед зрителем исполненным меланхолии. Еще со времен Ренессанса меланхолия считалась отличительным признаком творческих людей.

В этой работе усилено декоративное начало, ведь ее изначально создавали в качестве декора на дереве. Владелец гостиницы, в которой Гоген решил остановиться со своими друзьями, предложил художнику оформить стены и мебель. Гоген выбрал для себя дубовый шкаф и на его двери создал этот портрет, исполненный сложной символикой. Картина состоит из двух цветовых плоскостей желтого и красного цветов, где центральное место занимает волнообразный орнамент. Лицо Гогена находится между двумя христианскими символами искушения — яблока и змеи, а над головой он изобразил нимб, что говорит о той высокой роли, которой наделяет себя художник.

В дальнейшем такая орнаментальная стилизация особенно ярко проявится в полинезийском периоде художника. 


Автопортрет на фоне

Гоген очень любил изображать себя на фоне собственных произведений. В этой работе видны детали написанного годом ранее полотна "В волнах (Ундина)" 1889 года. Женская фигура с огненно-рыжими волосами просматривается в верхнем правом углу картины. Картина "Ундина" была создана как один из манифестов символистов и представляет собой метафору современной женщины, покинувшей цивилизацию для воссоединения с природной стихией.

В это время Гоген активно общался с парижскими поэтами-символистами, превозносившими идею ухода от реального мира. Вместе они любили фланировать по улицам Парижа в эксцентричных нарядах, упиваясь чувством, что не принадлежат уютному буржуазному мирку. Душой и сердцем этого кружка были поэты Стефан Малларме и Поль Верлен. Каждый вечер вторника они собирались у Малларме на обсуждения, как же поразить воображение публики новой выходкой. Итогом таких дискуссий стал отъезд Гогена в тропики.


Таити

Этот портрет относится уже к таитянскому периоду. Гогена пленила своеобразная красота острова в Тихом океане, тишина ночей и ленивая грация туземцев. Однако он не желал слиться с природой, а скорее дистанционно ее изучал. В этом автопортрете художник изображает себя типичным европейцем, о чем говорит его вполне традиционный наряд. Своему лицу автор придает пытливое выражение: его вопрошающий взгляд обращен к зрителю. Что спрашивает художник? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторую часть холста, где Гоген изобразил более раннюю работу "Дух мертвых не дремлет". Художник написал эту картину после того, как однажды вернулся поздно домой и, открыв дверь хижины, зажег спичку. Он увидел, как его возлюбленная, таитянка Техура, лежала ничком на кровати голая, дрожа от страха. Оказалось, что она восприняла пламя спички как явление духа мертвых, и ее охватил смертельный страх, хотя для европейца спичка была предметом повседневного быта. Впервые Гоген столкнулся с той пропастью, которая разделяла две культуры.

При этом изображение Техуры вполне традиционно. Это типичный европейский образ Венеры или Олимпии. Только вместо белой Венеры появляется черная полинезийка. 

На самом дне

Автопортрет 1896 года, пожалуй, самый мрачный из портретов Гогена. За три года, что прошли с момента написания предыдущего, художник успел вернуться во Францию, получить наследство от дядюшки, тут же его потратить, сломать лодыжку, заболеть сифилисом и вновь отправиться на Таити. 

Второе путешествие было уже не таким безоблачным, как первое. Гоген страдает от многочисленных болезней и депрессий. Его возлюбленная Техура покинула его и вышла замуж за другого. Поэтому вполне закономерно, что художник снова показывает себя страдальцем. 

Он представлен перед зрителем в крестьянской рубахе, выступая в этот раз в роли отшельника. Только теперь еще взгляд художника полон недвусмысленного обвинения. "Это ужасное общество, которое мы принуждены терпеть, общество, где ничтожные людишки торжествуют в ущерб великим, суть наша Голгофа", — писал Гоген. Портрет написан на темном фоне, где на просвет можно увидеть две смутные фигуры. Они словно выходцы из царства теней, которые сопровождают в последний путь художника. 

Последний автопортрет

Эту картину Гоген создал шесть лет спустя. Здесь художник ведет откровенный рассказ, никого не обвиняя и не играя какой-либо роли. Себя он изображает в больничном халате, уставшим, но не сломленным. Последние месяцы он активно выступал за права туземцев, сражаясь в суде с колониальной администрацией. Все то время, что он находился на острове, он продолжал работать, создавая картины, которые переправлял для продажи к себе на родину. Постепенно имя Гогена стало узнаваемым, и если раньше его работы воспринимали как чудаческие, то теперь его искусство наконец получило признание. "В настоящее время на вас смотрят как на удивительного, легендарного художника, который из далекой Океании посылает странные, неподражаемые произведения — итоговые произведения великого человека, так сказать, исчезнувшего из мира... Вы не должны возвращаться. Вы пользуетесь иммунитетом великих мертвых. Вы вошли в историю искусства!" Однако Гоген так и не ощутил эту славу. Он умер в возрасте 54 лет у себя дома в Атуане, страдая от невозможности уехать к себе на родину. Но красивая история о том, как художник переправился через океан в поисках земного рая, вдохновляла не одно поколение живописцев, жаждущих обрести свое место в истории искусства.

/

/

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале использованы фотографии: Matt McClain/The Washington Post via Getty Images, Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images, Photo12/UIG/Getty Images, Art Media/Print Collector/Getty Images, Christophel Fine Art/UIG via Getty Images, DeAgostini/Getty Images,  VCG Wilson/Corbis via Getty Images, а также репродцукции, предоставленные Kunstmuseum Basel и ГМИИ имени Пушкина