v

Друзья навсегда:

модная история Одри Хепберн и Юбера де Живанши

20 (по некоторым данным — 21) февраля 1927 года родился французский модельер Юбер де Живанши. Он был любимым дизайнером актрисы Одри Хепберн. Она шутила, что так же зависима от него, "как жители Америки — от своего психоаналитика". 

Актриса и модельер познакомились, когда оба были еще лишь дебютантами. Они дружили сорок лет, и эти отношения изменили как моду, так и кино. 

1953 год. Неслучайное знакомство

Одри Хепберн и Юбер де Живанши впервые встретились в Париже в 1953 году, когда ей предложили самой подобрать несколько костюмов для фильма "Сабрина". Вообще-то костюмером ленты была Эдит Хед — законодательница мод в Голливуде, получившая десятки номинаций на "Оскар" и несколько золотых статуэток. Но решение киностудии было логичным: по сюжету главная героиня фильма, небогатая и неуклюжая девушка из США, уезжает в столицу моды учиться и возвращается домой блистательной красавицей.

"Все, что я видела из работ молодого Юбера Живанши, приводило в восторг, он создавал свои костюмы и платья именно в том стиле, который так нравился и так шел мне!" — напишет Одри позже. Когда перед поездкой Эдит спросила ее, почему она выбрала именно этого модельера, актриса ответила: "Я видела его модели, они точь-в-точь такие, как я ношу сама".

В то время "Римские каникулы", сделавшие Одри Хепберн звездой, еще только монтировались. Когда Живанши сказали, что его ожидает "мисс Хепберн", он решил, что речь о другой актрисе — великолепной Кэтрин. Как ни странно, модельер не обрадовался: стиль оскароносной дивы — мужские костюмы и белые рубашки — был ему не близок. "Позже он говорил всем, да и мне самой, что был поражен, когда в комнату вошла тоненькая девушка с фигурой манекенщицы в простых клетчатых брючках и футболке", — писала Одри. Но у кутюрье все равно не нашлось на нее времени: он готовил свою первую личную коллекцию и предложил актрисе просто подобрать что-то из готовой одежды.

Благодаря выбранным Одри нарядам "Сабрина" вошла в историю моды. Среди них был костюм, в котором героиня приезжает домой из Парижа, и черное платье для коктейля с бантиками на плечах с четырехугольным вырезом, который стали называть "Сабрина-декольте". Одри полюбила этот фасон: он скрывал ее выпирающие (как ей казалось) ключицы. Но главным нарядом фильма стало платье, в котором Сабрина появляется на семейном вечере по приезде из французской столицы — белое, вышитое черным шелком, со съемным шлейфом.

"Сабрина" завоевала один "Оскар" — за лучшие костюмы. Статуэтку получила Эдит Хед, сшившая для главной героини только одно платье — то, в котором она появляется в самом начале, в образе неуклюжей девочки. Легендарная голливудская костюмер даже не упомянула Живанши на вручении премии. Не было его имени и в титрах. Но, не получив за ленту главной кинематографической награды, Одри Хепберн и Юбер Живанши выиграли куда более ценный приз: дружбу на всю жизнь и партнерство на несколько фильмов.   

1957 год. "Оскар" за забаву

"Кто из женщин не мечтал станцевать с великолепным Фредом Астером? Наверное, только те, кто вообще не знает, кто это такой. А демонстрировать наряды Юбера Живанши? Те, кто пока в пеленках, а модели пеленок Юбер не создает", — так Одри Хепберн писала о съемках в фильме "Забавная мордашка". Роль в ленте о том, как продавщица из книжного магазина стала лицом модного журнала, подходила Одри. Ведь она и сама была интеллигентной, умной и сдержанной девушкой, неожиданно для себя ставшей законодательницей мод.

Самый знаменитый наряд из этого фильма — алое платье с воздушным шарфом, обнажающее плечи и руки актрисы. В нем она бежит по лестнице, раскидывая руки, словно богиня победы Ника. На этот раз Юбер Живанши получил "Оскар" — правда, разделив его все с той же Эдит Хед.

1961 год. Легендарный "Завтрак у Тиффани"

Фильм "Завтрак у Тиффани" Одри называла своей визитной карточкой. А визитной карточкой самого фильма стало черное платье, созданное Живанши для прекрасной, легкомысленной и такой ранимой Холли Голайтли. Это один из легендарных нарядов Голливуда — наравне с платьем Мэрилин Монро в "Зуде седьмого года" или Риты Хейворт в "Гильде". Именно этот фасон маленького черного платья признан классическим. А главный образ Холли Голайтли — длинный мундштук, платье и диадема — узнаваем до сих пор, хотя с момента выхода фильма прошло уже более полувека. В 2006 году платье было продано на аукционе почти за $1 млн.

Другой знаменитый образ Холли Голайтли — ярко-оранжевое пальто. Именно в нем она заходит в "Тиффани" с $10 в кармане и впервые целуется с Полом.

А бежевый тренч, в котором Холли Голайтли ищет своего кота под дождем в финале фильма — культовая вещь, которую и сегодня можно встретить и на страницах модных журналов, и на модных горожанках. 

1966 год. Как украсть миллион и заставить себе подражать

Узнав о съемках этой ленты, Живанши сказал Одри: "Ты будешь одета, как стиляга". Актриса, даже доверяя модельеру, сомневалась: ей было 36, и она не считала для себя подходящей молодежную моду. Но, увидев рисунки, сразу поняла: если съемки сорвутся, она закажет это для себя лично. "Я сделаю тебе такие костюмы, которые будут копировать на улицах тысячами", — сказал кутюрье. "Он не ошибся, копировали и впрямь — от костюмов до ночной сорочки и шляпы в форме каски с большими очками", — писала Одри. И хотя комедия удалась, некоторые ходили на фильм снова и снова лишь для того, чтобы разглядеть наряды от Живанши. "Такие фильмы не получают "Оскаров", но становятся любимыми на долгие годы", — впоследствии напишет актриса. 

40 лет дружбы

Юбер Живанши одевал актрису и в кино, и в жизни. И не только ее саму: когда в 1960 году у Одри родился первенец, Шон, модельер сшил для него крестильное платье.

Для Одри кутюрье создал свой первый аромат. Он вручил его в январе 1957 года. Это было неожиданно: и актриса, и ее тогдашний супруг актер Мел Феррер слегка напряглись, когда за ужином кутюрье протянул ей небольшую коробочку. "Эти духи для тебя, Одри. Мы их так и назовем — L’interdit. Пока они будут только у тебя, если тебе, конечно, нравится. В продажу поступят только в декабре", — сказал он. L’interdit с французского переводится как "запрет". И хотя модельер хотел запустить духи в продажу, Одри запретила это делать: семь лет ароматом пользовалась только она. "Юбер точно знал, как должна пахнуть женщина, носящая его одежду! — писала актриса. — Духи просто божественны, их запах стал моей визитной карточкой".

Спор о сотрудничестве с Живанши, по словам Одри, стал последней каплей, окончательно испортившей ее отношения с первым супругом. Мел Феррер вместе с агентом актрисы решили, что она слишком много рекламирует модный дом, ничего не получая взамен. Не предупредив ее, они поговорили с финансистом марки. В результате Живанши сам позвонил Одри и пообещал заплатить ей и заключить договор. Одри ничего не поняла, а после объяснений просто разрыдалась. "Я лепетала, что ничего об этом не знала, что никого о таком не просила, что вообще не желаю разговаривать на тему денежных отношений между нами, просила оставаться моим другом, и только другом…" — писала она. Больше они об этом никогда не вспоминали. А Одри так и не забыла мужу попытку вмешаться в ее отношения с другом.

"Он хорошо принимал моих мужей, понимая, что право выбора мужчины всегда за мной", — рассказывала Одри о друге. И все же он был против, когда она, разведясь с супругом, собралась замуж за собственного психиатра Андреа Дотти, у которого лечилась от депрессии. Он даже сказал, что не станет шить ей свадебное платье, от чего Одри расплакалась. "Нелепо будет выходить замуж во второй раз в фате и со шлейфом, — пояснил кутюрье. — Мы сделаем тебе наряд, о котором будут долго говорить". И действительно, тот наряд — короткое розовое платье и платок на голове — стали копировать все. "На какое-то время шляпники просто остались без работы, невесты всей Европы вместо фаты бросились покупать платочки. Вот что значит Живанши!" — писала актриса.

Когда Одри стала послом ЮНИСЕФ, друг сказал, что она может ввести моду на благотворительность. Поначалу актрису ужаснули эти слова. Но модельер объяснил: люди, так любящие видеть ее на экранах, будут подражать ей не только в стиле одежды.

"Если я и получала несколько раз звание иконы стиля и бывала избрана в Зал славы моды, то это благодаря Юберу Живанши", — писала Одри Хепберн. Она благодаря ему вошла в историю моды, а он благодаря ей — в историю кино. А в ее биографии глава о Живанши названа "Друг навсегда".

При подготовке материала были использованы книга "Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой" и другие открытые источники

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фотография обложки: Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images