СТУДИЯ "МЕЛЬНИЦА"
Рассказывает Сергей Сельянов,
соучредитель студии "Мельница", председатель правления Ассоциации продюсеров кино и ТВ
соучредитель студии "Мельница", председатель правления Ассоциации продюсеров кино и ТВ
В Советском Союзе, как всем известно, очень много было сделано замечательных мультфильмов, была школа. Делались они в основном в Москве на "Союзмультфильме", также в Киеве и Ереване. Но в Питере не было анимационной студии. Поэтому если бы мне сказали в середине 90-х, что я буду этим делом заниматься, я бы очень удивился и не поверил.
Мультфильмы я люблю, но наша кинокомпания СТВ, которая тоже находится в Петербурге, снимала обычные художественные игровые фильмы. И в какой-то момент мой товарищ Александр Боярский, у которого была студия звукозаписи, — вскоре после фильма «Брат», который мы закончили в 97-м году, — позвонил мне и сказал (денег совсем не было, и все искали возможность, где заработать — везде, где только можно): вот тут обратились ко мне англичане, мы для них делали техническую анимационную работу, связанную не только со звуком.
Мы ее закончили, даже команда собралась, потому что какие-то люди в Питере были. Константин Бронзит прежде всего, который теперь уже является одним из мировых лидеров в авторской анимации. У него было несколько человек, которые делали техническую работу: вся творческая была в Англии, а задача моих питерских коллег была в том, чтобы совершить ряд технологических анимационных операций. Ну и, соответственно, как я сказал, заработать немножко денег.
Вот мы закончили эту работу, и Боярский мне говорит: как-то жалко, может, что-то с этой анимацией поделаем дальше? Он тоже никогда не имел никакого отношения к этой самой анимации — звуком занимался всю жизнь. И я ему ответил: да, давай, просто потому что я это очень люблю. Хотя у меня ни опыта, ни какой-то специальной анимационной выучки. Ну сказали и начали делать.
Начали собирать еще людей, кого-то обучать. Была на "Леннаучфильме", где мы базировались, так называемая техническая анимация. То есть делал "Леннаучфильм" учебные фильмы, иногда анимационные. Например, помню до сих пор замечательный фильм "Дельта-функция", который весь состоял из графиков, из кривых, из всяких математических абстракций, но был весьма любопытен. Но это специфический прикладной вид анимации.
Тем не менее мы какие-то творческие кадры оттуда почерпнули. И решили, что будем делать "Волшебника изумрудного города". Вскоре к нам присоединилось НТВ, услышав о нашем проекте. Сказали: давайте, нам это тоже интересно. Ну вот, вместе с ними сделали четыре телевизионные серии: про Элли, Дровосека, Тотошку и так далее. Но тут с НТВ произошли известные события: сменили владельца, сменили все. Деятельность наша совместная прекратилась, но мы уже остановиться не могли.
И решили замахнуться на большой полнометражный фильм — какую-то уже уверенность в своих силах ощущали. Это был "Карлик Нос" по сказке Гауфа. Мы ее переписали, внесли в нее мотивы из других сказок Гауфа, не только из этой — и пошло-поехало. Вот так родилась "Мельница". Сначала просто работали вместе, но вскоре создали собственную студию. Название — от "Леннаучфильма", который располагается на Мельничной улице, дом 4. Там напротив большой мельничный комбинат — муку вырабатывал. Недолго думая, назвали "Мельница".
Естественно, когда студия создана, она должна работать. Мы с самого начала хотели постоянно работающую индустриальную студию. Не ту, где собираются от проекта к проекту: сделали какой-то фильм, короткий или длинный, — и все разбежались, нашли другой проект. А такая требует, чтобы всегда было над чем работать. Стало быть, делая один проект, вы должны уже разрабатывать другой. В этом еще одно отличие от студий игрового кино, где идет проектная работа. На каждый проект собирается так называемый временный трудовой коллектив, то есть съемочная группа. Сняли — разбежались. Там это естественно. А в анимации, если постоянно рабочая студия, она должна работать всегда, как доменные печи, которые нельзя остановить. Поэтому мы думали, что делать дальше. И тут — а в кино много счастливых случаев — приходит к нам такой вопрос по электронной почте: "Пишу сценарии мультфильмов на заказ". "Максим Свешников" — подписано это было. Ну знать не знаем, кто это. Но раз пишет, подготовили ответ: пришли, что есть почитать, чтобы понять, можешь ты это делать или нет. Через день-два пришел текст страниц на 20, там не было диалогов. Но была какая-то хорошая правильная атмосфера. Это был короткометражный анимационный фильм без диалогов. Но был там правильный витамин, и нам понравилось. Связались с автором. Сказали: давай писать полный метр, нам интересно. А кто ты, кстати, собственно, такой? Он сказал, что студент, из Днепропетровска или из Харькова… Я забыл. Мы говорим: отлично. Давай дорабатывай свой хороший текст до полного метра.
Костя Бронзит принял активное участие в доработке сценария. Он стал режиссером этого фильма. Поскольку денег тогда было очень мало, мы не очень могли вызвать этого самого Максима Свешникова, чтобы познакомиться. Работали дистанционно. И Костя много написал, и Александр Боярский, и я как-то участвовал. В общем, создавали проект. Через какое-то время все-таки решили познакомиться. Оказалось, что лет ему вовсе не 21, а 18. Или даже 17, и абсолютно ничего до этого произведения, которое он нам прислал, он никогда не писал.
То есть дело было так: написал он этот свой первый призыв в совершенно авантюрном ключе. Ничего у него не было, просто ему нравились мультфильмы. А когда ему сказали: присылай образцы своего творчества, то он за сутки этот текст и написал. Ну как-то отвечать надо было. Мы и сейчас продолжаем с ним работать. Пишем очередную серию про богатырей вместе с ним и его братом Вадимом.
Вот так и родились "Богатыри" — таким позитивным образом. Мне кажется, это в общем история успеха, в том числе этих молодых авторов. Ну и нашего, конечно. Как американская мечта. Знаете, в чем она заключается? Каждый может добиться всего в этой жизни, самых больших высот. Она, эта мечта, осуществилась в нашем сотрудничестве с этими ребятами. И пошло-поехало.
С одной стороны, нас мотивирует необходимость все время что-то производить. Мы не можем распустить наш совершенно замечательный коллектив. Во-первых, потому что всех потом просто не соберешь. Во-вторых, потому что — ну как это, мы же отвечаем перед этими людьми. Их уже 350 на "Мельнице", даже больше. Ну и как-то просто — что же мы, безработными их что ли оставим? Ну и самим дело это нравится.
Хотя это непросто. Самое сложное — создавать проекты. Сочинять истории такие, чтобы были интересны зрителю. Чтобы самим интересно было делать. Стараемся выдерживать.
Правда, все нравятся. Иначе бы не делали. Все знают про "Богатырей", знают Ивана Царевича, которого тоже мы делаем вместе с Квартетом И — нашими талантливыми коллегами, написавшими сценарии. Кроме того, мы вместе с каналом "Россия" делали и продолжаем делать уже много лет два сериала для детей — это "Лунтик и его друзья" и "Барбоскины". Они чрезвычайно тоже успешны. И еще мы сделали несколько фильмов, которые не у всех на слуху, но которыми мы гордимся. С художественной точки зрения, на наш взгляд, они очень интересны, особенны. Это "Сказ про Федота-стрельца" по сказке Филатова (вместе с Первым каналом делали) и фильм "Крепость" про оборону Смоленска — был такой исторический эпизод во время польской интервенции, когда Шеин со товарищи два года держали оборону против поляков. И мы эту историю в анимационном виде рассказали: она очень сложная по технике. И мы ее любим, гордимся ею.
Кроме того, Костя Бронзит сделал на студии несколько короткометражных авторских своих фильмов. Два из них номинировались на "Оскар". Последний — в прошлом году. "Мы не можем жить без космоса" называется.
Авторская короткометражная анимация — она и в советское время была, и в нынешнее существует, и наши аниматоры больших успехов добиваются. Для короткометражек в России вообще нет рынка — их негде показывать. Да, в интернете можно, но это монетизируется слабо. Но в основном мы делаем это, чтобы доказать свою состоятельность как лидеры. Россия — один из лидеров мировой авторской анимации, и мы считаем своим долгом поддерживать этот статус. Ну и кроме того, ну как оставить Константина Бронзита без авторской работы? Это как Ломоносову не давать химическую лабораторию. Как не дать? Это наш очень приятный и почетный долг — создать ему условия...
В авторской анимации хватает всего. Это вопрос персонального таланта режиссера. Что касается зрительской анимации — полнометражной и мультсериальной — вот мы сейчас выпускать будем "Урфин Джюс и деревянные солдаты", которых сделали вместе с каналом "Россия"; это 3D-мультфильм высокого технического уровня.
На его примере могу сказать: с большим отрывом впереди мейджоры, крупные американские студии, некоторые все знают — Disney, Pixar; некоторые знают поменьше — Illumination. Всего штук шесть. Они собирают большую кассу по всему миру, а дальше с большим отрывом идут все остальные, включая американских же, но не мейджоров, французов, у которых тоже сильная анимация, других европейцев, канадцев, южноафриканцев. В их числе мы располагаемся в лидирующей тройке.
Но это дорогостоящий вид деятельности. Очень сложный технологически — сложнее, чем игровое кино, например. И там очень сложная научная составляющая. Нам чрезвычайно важен софт, там огромное количество профессий, и все это упирается в итоге в деньги. Но одно дело десятки миллионов долларов. И другое дело — наши суммы. Но несмотря на это, мы достаточно уверенно себя чувствуем на мировых рынках. Но нужны деньги — и дальше шаг за шагом будем догонять. У нас есть для этого все остальное.
Вторая причина тоже связана с развитием. Мало пока в стране специалистов. Но чем больше производят, тем больше их становится. Они воспитываются. Растут. Чтобы получился хороший аниматор, нужно пять-семь лет. Из человека, у которого задатки необходимые уже есть вроде бы, но чтобы овладел — нужен рост на хорошем материале. Это все проблемы времени, роста и денег. А все остальное — надеюсь, справимся.
В материале использованы фотографии: компании "Наше кино", анимационной студии "Мельница"/ТАСС, Фотохроники ТАСС (Юрий Белинский, Артем Геодакян), filmpro.ru.