v

Уникальный дар: 

Париж получил в подарок коллекцию русского искусства xx века

14 сентября в Центре парижского национального искусства и культуры Жоржа Помпиду открылась выставка "Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею". При поддержке меценатов и Благотворительного фонда Владимира Потанина коллекция центра пополнилась уникальным собранием работ русских художников второй половины XX века.

На данный момент это самая представительная коллекция российского искусства за пределами страны, хотя отдельные работы есть и в нью-йоркском Музее современного искусства. Работы нон-конформистов, соц-артистов, московских концептуалистов и ленинградских художников не размещены в отдельном пространстве, а встроены в постоянную экспозицию.

Большой интерес вызывают работы основоположника московского концептуализма Андрея Монастырского, классика соц-арта Эрика Булатова, создателя группы "Новые художники" Тимура Новикова, лидера неокадемистов Георгия Гурьянова, основателя неофициальной художественной группы "Лианозово" Оскара Рабина. 

Как считает один из ведущих в мире специалистов по современному искусству, научный руководитель галереи профессор Бернар Блистен, "включение в международную коллекцию музея выдающихся русских произведений 50–90-х годов открывает новые перспективы в области изучения истории искусства".

Среди коллекционеров-дарителей — Екатерина и Владимир Семенихины, Игорь Цуканов, Инна Баженова и Дмитрий Саморуков, Игорь Маркин. Свои работы в Центр Помпиду, в частности, передали арт-группа AES + F, художники Вадим Захаров, Григорий Брускин, Юрий Аввакумов, Владимир Янкилевский. Подаренные произведения продолжат экспонироваться по принципу ротации и после закрытия этой выставки.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Кураторам проекта Ольге Свибловой и Николя Люччи-Гутникову пришлось за невероятно короткий период задать один и тот же вопрос десяткам крупнейших российских коллекционеров, художникам и членам их семей: готовы ли они расстаться с произведениями искусства ради такого проекта. В итоге по доброй воле 40 дарителей и при поддержке Благотворительного фонда Потанина собрание французского музея пополнилось 370 единицами хранения. 

Выставка стала одним из подарков Центру Помпиду, который накануне своего 40-летия объявил 2016 год Годом дарителей.

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Центр Жоржа Помпиду был открыт 31 января 1977 года, уже после смерти его основателя. Сейчас в фондах музея более 100 тыс. произведений искусства, созданных художниками из 90 стран.

В музейной летописи первой половины ХХ века на почетном месте русский авангард, включая работы Казимира Малевича и Александра Родченко. Один из разделов постоянной экспозиции посвящен знаменитым "Окнам РОСТА", которые выпускались в 1918–1921 годах предшественником ТАСС — Российским телеграфным агентством. Большая роль принадлежала в этом проекте Владимиру Маяковскому: он рисовал плакаты и писал к ним тексты. Как вспоминал сам поэт и художник, это были "телеграфные вести, моментально переделанные в плакат".

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале использованы работы, предоставленные Благотворительным фондом имени В. Потанина, благотворительным фондом "Екатерина".

Фото: Иван Батырев/ТАСС.