Комментирует Дмитрий Калаев, директор бизнес-акселератора ФРИИ
Stafory — это один из самых наших быстрорастущих стартапов, поэтому логично было попытаться вывести его на рынок США. Американский рынок HR устроен совсем по-другому, чем российский. Тот процесс, который в России называется рекрутинг, в США нарезан на разные кусочки, и та часть, в которой может работать Stafory, называется сорсинг. То есть целевая аудитория для Веры там совсем другая, нежели в России.
Для того чтобы понять, как работает HR в США, понять каналы продаж такого продукта, как Вера, нужно было обязательно ехать и общаться с людьми на месте.
И еще надо учитывать, что американский стиль бизнес-общения — совсем другой. В США тебе всегда говорят: ты молодец, твой продукт не совсем то, что нам нужно, но он хорош. При этом никаких продаж не будет, а будут только одобрительные похлопывания по плечу.
В США очень важно найти человека, который скажет откровенно: "Друг, ты зря ко мне пришел, мне твой продукт вообще не нужен, но вот мой коллега Джон. Ему он может быть интересен".
Там очень важно слышать то, что обсуждается на переговорах или при другом бизнес-общении, что называется, между строк. Очень важен контекст.
Конечно, мы помогли Stafory с людьми, обладающими экспертизой в той области, в которой они хотят работать, со сторонней экспертизой, с методологией. Одна из главных наших задач — уберечь "наших" стартаперов от маркетинговых ошибок, от неправильного позиционирования продукта, от слива денег в неправильные рекламные кампании.
Но вообще, Stafory — большие молодцы, они сами нашли в Долине массу нужной информации на специализированных конференциях, нашли нужных людей и, что называется, "хакнули систему".
В целом их продукт с технической точки зрения не требует больших изменений для работы в США. Технологии распознавания и синтеза речи на английском даже круче, чем на русском, и они доступны. Нужно просто найти другие каналы продаж, нежели в России, что в Stafory почти сделали.