v

ТРОЕ ИЗ ВЕНЕЦИИ: Тициан, Тинторетто, Веронезе

Скорее всего, ровно полтысячи лет назад — 29 сентября 1518 года (точная дата рождения неизвестна) — в семье венецианского красильщика Джованни Баттиста Робусти появился на свет сын Якопо. Но мир запомнил его не как Якопо Робусти, а именно как "маленького красильщика" — Тинторетто (от итальянского tintore — красильщик). Великий итальянский художник творил на закате Ренессанса наряду с такими мастерами кисти, как Тициан и Веронезе.

Родившиеся в разное время и в разных городах Тициан, Тинторетто и Веронезе стояли у истоков венецианской школы живописи, ставшей основой для европейской художественной культуры последующих веков.

О самых известных творениях художников и о том, соперничали ли гении друг с другом, — в материале ТАСС.

Кто, где, когда

Венеция XVI века была столицей могущественной средиземноморской республики во главе с пожизненно избираемым дожем. Небольшое по площади государство процветало главным образом благодаря морской торговле и банковскому делу, а столица Светлейшей Республики на протяжении нескольких веков была центром сосредоточения деятелей искусства.

В XIV веке в городе творит Паоло Венециано, в XV — Якопо Беллини. А на заре XVI века в Венецию из небольшого селения Пьеве-ди-Кадоре прибывает десятилетний Тициан Вечеллио. К 1520 году он заканчивает знаменитую сейчас на весь мир работу "Ассунта" ("Успение Богородицы"), а к 1530-му становится самым известным и искусным живописцем города.

Скорее всего, в 1518 году в Венеции рождается Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. А еще через десять лет, в 1528-м, в Вероне появляется на свет Паоло Кальяри — будущий Веронезе.

Сын скульптора Габриэля Кальяри также направился в столицу Светлейшей Республики и наряду с Тицианом и Тинторетто стал величайшим мастером своей эпохи.

Закончили свои жизненные пути все трое в Венеции. Разница в возрасте между самым молодым и самым старым из них составляет 38 лет, но когда речь идет о венецианской школе эпохи Возрождения, упоминают одновременно трех мастеров.

И нередко, как показывает история, трех венецианцев противопоставляют друг другу и утверждают, что они вели серьезную борьбу за заказы, статус и первенство.

/


Соперничество, которого не было

В 2009 году в Лувре прошла выставка под названием "Тициан, Тинторетто, Веронезе... Соперники в ренессансной Венеции". Как полагали организаторы, трое художников не только соперничали между собой, но и использовали друг друга в качестве пешек в "междоусобной борьбе". Лувр заявлял, что после смерти Тициана уже немолодые Тинторетто и Веронезе продолжали строить друг другу козни.

Между тем в ГМИИ имени А.С. Пушкина придерживаются противоположной точки зрения: "Конкуренция и соперничество [среди художников], очень жесткое, имело место лишь в 30-е годы (XVI века — прим. ТАСС)", — говорит хранитель итальянской живописи музея Виктория Маркова. Между тем в 1530 году Тициану было 40 лет, Тинторетто — 11, а Веронезе — всего два года. Поэтому очевидно, что двое последних ни в каком соперничестве с Тицианом принимать участия не могли.

Но возраст — не единственная причина, по которой соперничество в прямом смысле этого слова было невозможным.

Зримое доказательство того, что соперничества и ненависти не было, — композиция Веронезе "Брак в Кане Галилейской", находящаяся в Лувре. На первом плане этой картины — "концертино" (маленький концерт).

Его участники — три героя нашего рассказа. Себя Веронезе изобразил в белых одеждах. В красном напротив него — Тициан, а по правую руку от Тициана — Тинторетто.

"Это своего рода оммаж мастеру, которого нельзя было не уважать, не поклоняться. Тициан создал венецианскую школу, а эти двое — продолжили", — рассказывает Виктория Маркова.

Когда Веронезе был приглашен исполнить холсты для интерьеров венецианской библиотеки Сан-Марко, по окончании этой работы он публично получил от Тициана золотую цепь, служившую знаком признания таланта Веронезе, добавляет хранитель.

Гений от природы

По словами Марковой, роль Тициана в утверждении венецианской школы живописи была основополагающей.

"Рафаэль, как высшая точка культуры эпохи Ренессанса, все-таки представляет искусство Центральной Италии — Флоренции и Рима. В 1520 году Рафаэль умирает. В этом же году Тициан создает свою первую знаменитую картину, первую картину, в которой он заявил, что претендует быть главным художником Венеции. В то время венецианская школа еще не утвердилась как одна из основных школ Италии", — рассказывает хранитель.

Композиция "Ассунта", по ее словам, была произведением абсолютно нового качества, "такого масштаба и значимости, что это позволило всем увидеть в Тициане великого мастера".

В начале 1530-х годов Венеция была ареной острого соперничества работавших в ней художников, большинство из которых съезжались в нее из других городов. Тициан, претендовавший на полное господство в столице Светлейшей Республики и потративший на это немало времени, сил, творческих возможностей и связей, в итоге одержал верх и стал безраздельным господином положения. Конкурентов у него не осталось. В середине 1530-х состоялось знакомство Тициана с императором Священной Римской империи Карлом V, который сделал его своим "официальным художником".

"Он гений от природы, у него были для этого все данные, — говорит Маркова. — Тициан работал для всей Италии и для всей Европы. К началу 50-х годов он стал патриархом".

Красильщик и веронец

Тинторетто — великий мастер и великий художник религиозно-евангельской темы. Он был одним из последних художников, старавшихся эмоционально захватить тех, кто смотрит на картину во время службы.

На стене своей мастерской Тинторетто написал: il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano ("рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана").

"Тайная вечеря", 1547 год. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто

"Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. Тинторетто работал для бедных, религиозных и благотворительных братств, брал за это маленькие деньги, за ничтожную плату в течение 20 лет писал холсты для Скуола Сан-Рокко (одно из шести крупных венецианских благотворительных братств — прим. ТАСС). А Веронезе украсил своими холстами церковь Сан-Себастьяно, для чего он и был приглашен из Вероны, потом стал работать с высокого уровня заказчиками, владельцами вилл. Он был первым художником, получившим заказы на восстановление Дворца дожей, а Тинторетто — вторым. Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать", — объясняет Маркова.

Венецианская школа — важнейший шаг в развитии эпохи Возрождения. Высокое представление Рафаэля о человеке, отвечающее идеалам времени, сменяется в ней подходом Тициана, наполняющего свою живопись живыми ощущениями, но не уходящего при этом от идеала.

"Тициан, Тинторетто и Веронезе обязаны друг другу тем, что жили в одно и то же время. Искусство подлинное такого уровня не может существовать в вакууме. Художники должны рядом чувствовать локоть других, не менее гениальных", — подытоживает Виктория Маркова.

Картина Паоло Кальяри, прозванного Веронезе, "Воскресение Христа" (около 1575 года) попала в Россию еще при Екатерине II. Она была написана на евангельский сюжет, но по частному заказу

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Репродукции картин предоставлены ГМИИ им. А. С. Пушкина. Также в материале использованы фотографии с ресурса wikimedia.org.