• Андрей и проект Wrike — невероятный пример упорства, трудолюбия, веры и своего рода пророчества. Для многих прочитавших этот материал вывод будет очень простым: Андрей преуспел в долине только потому, что это долина. Но это совсем не так.
• Успех Wrike обеспечило в первую очередь то, что команда предвидела будущие тренды. Компания была основана в 2006 году, когда в технологической сфере в России практически никто не говорил про стартапы, и в нашей стране практически не было (хотя в это уже сложно поверить) ни одного венчурного фонда. Уже тогда команда основателей понимала, что сила не в аутсорсинговом бизнесе, а в продуктовой компании, которая будет обслуживать клиентов во всем мире по модели SaaS. Кстати, до сих пор, десять лет спустя, основные разработчики Wrike находятся в Санкт-Петербурге.
• Во-вторых, Wrike стала успешной благодаря упорству. У компании действительно не было особых примеров, на которые можно было бы равняться при создании бизнеса, тем более на российском рынке. Так, всем известный акселератор Y Combinator стартовал в 2005 году, а знаменитая книга его CEO Марка Бениоффа Salesforce про построение компании Software-as-a-service (программное обеспечение как услуга) увидела свет только в 2009 году. К инвестициям проект Wrike подошел, имея уже тысячи клиентов по всему миру, потрясающе разбираясь, что именно хотят клиенты, чем они дышат и какой продукт им нужен.
• В-третьих, для достижения успеха на международных рынках не нужно тратить сразу много денег и делать ставку только на "подъем" больших раундов инвестиций. Команда прекрасно понимала, что ей не интересно отдавать большую долю за инвестиции на ранних стадиях, и развивалась на те ресурсы, которые зарабатывала. Только в тот момент, когда было понятно, зачем нужны инвестиции и как построить "единорога" (лично я очень надеюсь, что раунд по такой оценке произойдет в очень обозримом будущем), были привлечены деньги от фонда TMT, который, кстати, имеет российские корни.
• В-четвертых, залог успеха компании — это уверенная команда и борьба за клиентов по всему миру, а не красивые презентации для инвесторов. Стабильный и растущий бизнес плюс инвестор с обширными связями позволили практически автоматически закрывать следующие раунды и растить быстро компанию в короткое время.
• Итог очень простой: США — прекрасное место для зрелых раундов, но строить продажи и разработку можно из любой точки мира, главное — привлечь инвестора с международными связями.
• ФРИИ же еще в начале пути — первые международные сделки только начинают появляться у фонда. Мы всегда приветствуем проекты, которые хотят масштабировать свои идеи на других рынках, поэтому постоянно расширяется сеть международных партнеров и мы взаимодействуем с коллегами из Кремниевой долины, Южной Америки, Азии и Европы. При этом ФРИИ помогает не только проектам из своего портфеля, так как необходимо развивать сообщество, экосистему IT-предпринимательства. Только общими усилиями всех участников технологического рынка мы сможем построить много международных компаний.
• Чтобы как можно больше российских стартапов выходило на международные рынки, необходимы основатели, готовые сфокусировать все ресурсы команды для построения международного масштабируемого бизнеса. Компания, которая действует на многих рынках, всегда более интересна для инвесторов, чем локальный бизнес, и риски такого бизнеса — в разы ниже.