f v t

10 центов за десяток идей:

как задумки россиян ложатся на американскую почву

ТАСС продолжает серию материалов о предпринимателях из России, создавших бизнес в Силиконовой долине. На этот раз  история успеха Андрея Филева и его компании Wrike.

Андрею Филеву 33 года, он выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета и Стокгольмской школы экономики. Перебрался из Питера в Силиконовую долину в 2006 году. Он основатель двух компаний — Wrike и Murano Software, а также является советником в Ditto.com, Appulate, Cloudmach и itSeez3D, которые называет своими хобби. Его стартап Wrike считается одним из мировых лидеров в своей нише. Продукт переведен на десять языков и продается в 120 странах мира. 

"Мне всегда хотелось заниматься разработкой своего продукта — это и подтолкнуло меня рвануть в Калифорнию. С самого начала я был поражен и вдохновлен тем, как в долине из идей создают инновации, то есть нечто материальное, что меняет работу и жизнь людей к лучшему. В России всегда было много гениев-изобретателей, здесь же отстроен процесс того, как материализовать идею и донести продукт до миллионов потребителей достаточно быстро. Силиконовая долина — самый настоящий бурлящий центр разработок, внедрения, поиска партнеров, инвесторов, она сама по себе акселератор идей и стартапов", — считает Филев.

В Силиконовой долине на текущий год зарегистрировано свыше 25 тыс. стартапов со средней оценочной стоимостью $5,1 млн, средняя зарплата, по данным ресурса Аngel.co, составляет $106 тыс. в год. В развитие бизнеса начинающих жизнь IT-компаний вовлечено более 17 тыс. инвесторов.

Малыш против борца сумо

Тысячи стартапов в Силиконовой долине проделывают путь от гаражей и коммуналок до собственных офисов, обретая свое лицо и свою стратегию. Так было и с компанией Андрея Филева.

"У нас было большое желание решить глобальную проблему и хватало терпения улучшать свой продукт буквально каждый день. Ограниченность финансов толкала к поиску нестандартных решений. Мы не могли себе позволить платный маркетинг и сами запустили платформу онлайн, начав продавать приложение по всему миру через интернет. То есть мы обошлись поначалу без продавцов", — вспоминает он.

О компании

• Компания Wrike основана в 2006 году.


• Представляет собой платформу для управления проектами и совместной работы.


• Используется успешными компаниями по всему миру, среди клиентов — американские гиганты PayPal, SAP и Whirpool.


• Wrike делает повседневную работу более прозрачной и эффективной для тысяч команд.


• В 2014 году исследовательская компания Gartner присвоила Wrike звание Cool Vendor.

Когда пришло время выбирать название компании, все значимые смысловые для мира программистов термины уже были расхватаны — ничего не оставалось, как создать новое слово для домена. В основу лег глагол write — писать, в котором заменили одну букву. Конечно, был выбор из по меньшей мере сотни вариантов, предложенных коллегами и друзьями, но большинство проголосовало за Wrike. А благодаря кому цвет зеленого яблока стал главным акцентом интерьера офиса, Филев уже и не припомнит.

Рынок сервисов офисного управления уже в 2006 году был очень конкурентным. Расхожей шуткой в компании стала фраза "конкурент появляется каждую неделю". А еще был шарж: картинка, изображающая схватку борца сумо и малыша в памперсе, который и олицетворял стартап Wrike. Во всем этом была большая доля правды. Но соперники по нише бизнеса отмирали почти с такой же скоростью, как и рождались.

"Мы выжили за счет инноваций, за счет верно выбранного фокуса, благодаря упрямству и преданности своей цели. Наши конкуренты постепенно начали отваливаться, а мы перешли в топ, где борьба продолжается по каждому направлению — у кого-то больше бесплатных пользователей, у кого-то — выше оборот прибыли. Мы, например, быстрее всех растем, при том что сама наша категория бизнеса также очень активно развивается", — говорит Филев.

Дорогие клиенты

Может ли предприниматель надеяться на помощь ангела? Термин "бизнес-ангел", столь популярный в долине, означает частного венчурного инвестора для стартапов. Слово пришло из бродвейской культуры меценатов, хотя примеры финансовой поддержки рискованных новаторских проектов существовали в США задолго до того. Например, в 1874 году Томас Сандерс и Гардинер Грин Хаббард вложились в первую в мире телефонную компанию Александра Белла. А в Силиконовой долине пионерами на тропе "бизнес-ангелов" стали предприниматели, сформировавшие капитал на высокотехнологичных военных заказах. К слову, рождение долины как прорывного новаторского центра было ответом правительства США на запуск первого советского спутника, вышедшего на орбиту в октябре 1957 года.

Wrike не молился добрым технократам и не призывал ангелов — стартап создавали на собственные средства. Филев сознательно не пытался привлечь капитал со стороны. Первый миллион — от британской TMT Investments — пришел на шестом году существования компании, когда ее клиентами уже были Capgemini, Kraft Foods, Salesforce.com и Royal Canin.

Основатель Wrike признает, что изначальная версия приложения не была идеальна, но продукт очень быстро эволюционировал благодаря комментариям пользователей. Скорость остается решающим фактором в бизнесе IT-компаний. "Жизнь невероятно ускоряется. Еще 15 лет назад в области программного обеспечения релиз-циклы длились в среднем два года, сейчас — две недели", — напоминает Филев.

Он сам садился отвечать на запросы пользователей, выносил новые версии на открытое тестирование (по модели "игровой площадки" Google Labs) и сменил с учетом мнения потребителей несколько технологий и интерфейсов. Компания ставит на клиентское голосование предложения пользователей о том, как улучшить приложение. В 2015 году Wrike опубликовал "Опрос об организации работы", в рамках которого компания обобщила ответы 1400 сотрудников в компаниях по всему миру. Примечательно, что и руководители, и их подчиненные на первое место в списке препятствий эффективной работе поставили "необходимость заниматься одновременно несколькими делами". Именно эту задачу и пытается упростить Wrike. "Мы верим в коллективный разум, пытаемся собрать и переварить ум наших клиентов и запустить такой продукт, который они хотят видеть", — объясняет Филев.    

Wrike не только организовал круглосуточный офис customer support (технической поддержки клиентов), но и оказался в первой волне компаний, запустивших аналитический сервис customer success ("успех клиента"). Этот новый тренд в долине помогает пользователям наладить более успешную модель управления с помощью программных продуктов. Санкт-Петербургская школа телевидения, например, используя приложение Wrike, смогла на 30% увеличить выручку и по меньшей мере в два-три раза сократить цепочку передачи информации.

После семи лет существования компании в Wrike сами начали звонить инвесторы. В октябре 2013-го  в него вложила $10 млн инвестиционная Bain Capital, в мае 2015-го второй раунд составил $15 млн — к Bain Capital присоединились Scale Venture Partners и DCM Ventures. Этот капитал был направлен на построение команды и ускорение роста по всем направлениям. С каждым годом планы и амбиции расширялись. 

"ЛЕГКАЯ АТМОСФЕРА СОТРУДНИЧЕСТВА"

Два года подряд Wrike признается лучшим местом для работы по версии изданий San Francisco Business Times и Silicon Valley Business Journal. Компания также вошла в сотню лучших работодателей Top 100 Workplaces по версии Bay Area News Group.

Попасть сюда на работу сложнее, чем поступить в Гарвард, — жестче отбор. Компания делает акцент на рекрутинг и гордится своей командой.

Работа с командой 

• За 2015 год команда Wrike выросла с 200 до 400 человек. Открыто еще два офиса, запущено множество новых функций, сервисом начали пользоваться еще несколько тысяч клиентов. Все это время в компании налаживали общение с новыми коллегами и продолжали поддерживать культуру энтузиазма, обучения и совместной работы.


• В январе 2016-го сотрудники вернулись в Пуэрто-Валларта в Мексике, чтобы снова отметить там начало года, обменяться опытом и просто повеселиться. В этой встрече приняли участие 150 работников Wrike из пяти офисов по всему миру.


• Также проведено множество локальных командных мероприятий как в США, так и в России, включая Giant Games, гонки на картах, сегвей-поло, командные завтраки и другие. То внимание, которое уделяется тимбилдингу, позволяет поддерживать в офисе атмосферу сотрудничества.


По материалам сайта Wrike

"Золотых раковин у нас нет, но кейтеринг еды улучшается. Социальный бюджет увеличиваем и учитываем вкусы каждого сотрудника. Сейчас у нас каждый сам выбирает меню ланча, который доставляется в офис. У меня, например, сегодня на обед был лосось с овощами", — говорит Филев. 

В разговоре с основателем и гендиректором Wrike выясняется, что у него не самый высокий оклад в его же собственной компании. А еще фирма направляет много ресурсов не только на комфорт сотрудников, но и на создание командного духа.

Филев говорит, что его компанию сделали успешной не столько идеи, сколько команда — ее упорство и целеустремленность. "Одного креатива для выживания в долине недостаточно. Здесь шутят, что цена идеи — 10 центов за десяток. Идеи, конечно, важны, но самое сложное — это превратить их в жизнеспособные проекты в условиях, когда проблема выживаемости висит над головой буквально каждый день. Тут на первое место выходят преданность делу и способность перебороть обстоятельства", — уверен он. 

Однако за минувшие годы основатель Wrike создал не только бизнес. "За десятилетие улучшения компании и продукта я и сам кардинально улучшился: у меня появились дети, которые сделали меня более эмоционально устойчивым и терпеливым", — говорит Андрей Филев.

Комментирует Максим Чеботарев, директор по развитию венчурного сообщества ФРИИ

• Андрей и проект Wrike — невероятный пример упорства, трудолюбия, веры и своего рода пророчества. Для многих прочитавших этот материал вывод будет очень простым: Андрей преуспел в долине только потому, что это долина. Но это совсем не так.


• Успех Wrike обеспечило в первую очередь то, что команда предвидела будущие тренды. Компания была основана в 2006 году, когда в технологической сфере в России практически никто не говорил про стартапы, и в нашей стране практически не было (хотя в это уже сложно поверить) ни одного венчурного фонда. Уже тогда команда основателей понимала, что сила не в аутсорсинговом бизнесе, а в продуктовой компании, которая будет обслуживать клиентов во всем мире по модели SaaS. Кстати, до сих пор, десять лет спустя, основные разработчики Wrike находятся в Санкт-Петербурге.


• Во-вторых, Wrike стала успешной благодаря упорству. У компании действительно не было особых примеров, на которые можно было бы равняться при создании бизнеса, тем более на российском рынке. Так, всем известный акселератор Y Combinator стартовал в 2005 году, а знаменитая книга его CEO Марка Бениоффа Salesforce про построение компании Software-as-a-service (программное обеспечение как услуга) увидела свет только в 2009 году. К инвестициям проект Wrike подошел, имея уже тысячи клиентов по всему миру, потрясающе разбираясь, что именно хотят клиенты, чем они дышат и какой продукт им нужен.


• В-третьих, для достижения успеха на международных рынках не нужно тратить сразу много денег и делать ставку только на "подъем" больших раундов инвестиций. Команда прекрасно понимала, что ей не интересно отдавать большую долю за инвестиции на ранних стадиях, и развивалась на те ресурсы, которые зарабатывала. Только в тот момент, когда было понятно, зачем нужны инвестиции и как построить "единорога" (лично я очень надеюсь, что раунд по такой оценке произойдет в очень обозримом будущем), были привлечены деньги от фонда TMT, который, кстати, имеет российские корни.


• В-четвертых, залог успеха компании — это уверенная команда и борьба за клиентов по всему миру, а не красивые презентации для инвесторов. Стабильный и растущий бизнес плюс инвестор с обширными связями позволили практически автоматически закрывать следующие раунды и растить быстро компанию в короткое время.


• Итог очень простой: США — прекрасное место для зрелых раундов, но строить продажи и разработку можно из любой точки мира, главное — привлечь инвестора с международными связями.


• ФРИИ же еще в начале пути — первые международные сделки только начинают появляться у фонда. Мы всегда приветствуем проекты, которые хотят масштабировать свои идеи на других рынках, поэтому постоянно расширяется сеть международных партнеров и мы взаимодействуем с коллегами из Кремниевой долины, Южной Америки, Азии и Европы. При этом ФРИИ помогает не только проектам из своего портфеля, так как необходимо развивать сообщество, экосистему IT-предпринимательства. Только общими усилиями всех участников технологического рынка мы сможем построить много международных компаний.


• Чтобы как можно больше российских стартапов выходило на международные рынки, необходимы основатели, готовые сфокусировать все ресурсы команды для построения международного масштабируемого бизнеса. Компания, которая действует на многих рынках, всегда более интересна для инвесторов, чем локальный бизнес, и риски такого бизнеса — в разы ниже.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фото: Oli Scarff/Getty Images, David McNew/Newsmakers, Mark Wilson/Getty Images, Лариса Саенко/ТАСС